ОБЩИНА ГОРОДА ПСКОВ. (СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ).

СХЕМА № 1; СХЕМА № 2.


Прежде всего даю ссылку на новую главу, которая посвящается новгородской общине, в которой я попытаюсь пояснить, почему псковская и новгородская общины - это общины античного типа. Почему псковскую и новгородскую общины нельзя считать коммунами, известными нам по европейскому средневековью:
ОБЩИНА ГОРОДА НОВГОРОД


В доступных мне работах историков нет исследований, посвящённых псковской городской общине. Исходя из общего понимания подобных общин, можно предположить, что община Пскова состояла из полноправных и неполноправных её членов.
Первый и лежащий на поверхности социальный слой полноправных членов общины - родовая аристократия - знать, получившая название "бояре". Бояре были землевладельцами, руководителями общины. Посадники, упоминаемые во всех документах, - бояре, но посадничество - это должность в псковском государственном аппарате .
Вторая полноправная группа псковской общины - "купцы". Судя по известным мне документам и текстам летописей, купцы занимали следующую ступень в социальной иерархии псковской общины. Мы можем считать их, как и бояр, полноправными членами городской общины. (В Новгороде купцы были третьими в подобной иерархии и являлись, как я понимаю, неполноправными членами новгородской общины). Как я предполагаю, купцы имели доступ к среднему и низшему уровню управления в псковской общине. Получали свою долю доходов от общих доходов псковской общины.
Псковская община, как и новгородская община, по моему убеждению являлась общиной античного типа. Но между Новгородом и Псковом существовала разница в том, кто занимал важное второе место в социальной иерархии. В Пскове такой группой являлись "купцы", а в Новгороде "житьи люди". И если мы внимательно посмотрим на историю общин античного типа, то можем найти подобные варианты развития. Новгородская община развивалась по известному нам римскому варианту, где торговля не играла решающей роли в экономической жизни общины: военные захваты территорий и получение с них дани, вот основа экономики римской Республики. А отсюда и важное значение группы, которую мы называем "житьи люди". А вот Псков, как мне представляется, развивался по иному пути - торговля играла решающую роль в экономике, а потому купцы стали второй по важности группой в общине. Из похожих вариантов развития мне приходит на ум античный Карфаген, возможно, античные Афины, но я не являюсь знатоком античного европейского мира.
Обе социальные группы жили в центре Пскова. Бояре - землевладельцы. Возможно, купцы также являлись землевладельцами. Но для купцов земля, скорее всего, являлась признаком социального статуса, главный доход купцов - торговля. Я не нашёл информации по этому вопросу.
Псковский летописец, описывая падение псковской республики в 1510 году, называет количество семей, выселенных в глубины Московской Руси - 300 семей. Думаю, по аналогии с Новгородом, это и есть полноправные члены псковской общины.
Сам факт выселения такого большого количества семей подтверждает античный тип псковской общины. Выселению подвергались не только олигархи-бояре, а именно большая социальная группа полноправных членов общины - можно сказать, двух правящих социальных групп в общине.

Неполноправная часть псковской общины состояла из двух групп:
Третья социальная группа в социальной иерархии псковской общины - "житьи люди".
Ещё одна социальная группа, упоминаемая в летописи - "чёрные люди". Как я понимаю "чёрные люди" это те, кто платит налоги. Низшая социальная группа общины.
Иногда летописец называет житьих людей и чёрных людей - "молодшiя люди". В некоторых случаях даже не понятно, о какой группе говорит летописец. Складывается впечатление, что для него это одно и то же.
Само название "молодшiя" - "младшие" говорит нам об их неполноправном социальном статусе.
Любопытно, что в Новгороде житьи люди занимали вторую ступень в социальной иерархии. Уверен, они так же имели свою долю прибыли от общих доходов псковской общины, но в чём она выражалась я не знаю. Платили они налоги или не платили - мне не известно. Владели они землёй или не владели - мне не известно.
Все эти группы, при их внутренних социальных различиях, являлись членами одной псковской городской общины, противостоящей общинам подчинённых Пскову городов-пригородов и сельских территорий.

Пытаясь определить социальный состав псковской общины по псковским летописям до 1470-х годов, возможно, мы видим не реальную социальную картину общества, а описание общества псковскими летописцами по своим стандартам, не связанным с реальными социальными различиями в обществе. Изменения в подобных формулах псковичей мы видим с 1470-х годов, но это могло быть банальное изменение стандартной формулы, которая давно уже (или никогда ?) не соответствовала реальной социальной стратификации общества.
Для примера приведу вам сообщение Псковской Первой летописи, описывающее проведение Вече в Новгороде. Обратите внимание, кто проводил вечевое собрание в Новгороде по псковской летописи. Эта же формулировка длительное время является стандартной при описании Пскова, а вот новгородские летописцы в подобных случаях писали другую стандартную формулу.
1471 год— «[Посковская Первая летопись об избрании новгородского архиепископа] Того же мЪсяца [ноября] въ 15 день посадники Новгородскiи, и тысяцкiи, и весь Великiй Новградъ, у святыя СофЂи поставя вЂче, и положиша 3 жребьи на престолЂ у святЪй СофЂи, единъ Варсонофьев духовника владычня, а другой Пиминовъ ключника владычня, а третй Феофиловъ съ Вежищи протодiакона и ризника владычня, а ркуше тако: "кой себе жребiй изберетъ на престолЂ домъ святая СофЂя, то и всему Великому Новуграду пресвященный архiепископъ"; и избра Богъ и святая СофЂя Премудрость Божiя служителя своему престолу, а Великому Новуграду пресвященного архiепископа, и осташе на престолЂ Феофиловъ протодiакона и ризника владычня, и весь Великiй Новград тыми часами гнавше на Вежища, и приведше и возведоша въ владыченъ дворъ на сЂени честно и нарекше его пресвященнымъ архiепикопомъ...»
В Новгороде, на Вече в 1471 году, т.е. в том же году, утверждается последняя редакция Новгородской судной грамоты. Давайте прочитаем "преамбулу" Судной грамоты, которая ясно показывает нам стандартную новгородскую формулу того времени:
1471— «Доложа господы великих князеи, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и сына его, великого князя Ивана Ивановича всея Руси, и по благословению нареченнаго на архиепископство Великого Новагорода и Пъскова священноинока Феофила. Се покончаша посадникы Ноугородцкие, и тысятцкие Ноугородцкие, и бояря, и житьи люди, и купци, и черные люди, все пять концов, весь государь Велики Новгород на вече на Ярославле дворе
Вот собщение Новгородской Первой летописи примерно этого же периода, которая соответствует стандартной новгородской формуле:
1441 год— «На зимЂ князь великыи Московьскыи Василии Васильевич възверже нелюбье на Новъгород Великыи, присла грамоту розметную и повоева волостеи новгородчкых много.
Новгородци же послаша архиепископа Еуфимья и с нимъ бояръ и житьих людеи, и наЂхаша его в Деревах у города у ДЂмяна, и докончаша с ним миръ по старинЂ, и даша ему 8000 рублевъ;
а псковици, пособляя князю великому Василью, много землЂ Новгородчкои повоеваша и пакости створиша не мало»;
- «Того же лЂта, повелЂньемъ пресвященнаго архиепископа великого Новагорода владыкы Еуфимья, подписана бысть церковь святыи Никола на Вежищахъ»;
Ещё одно сообщение псковских летописцев.
1462 год— «[Посковская Вторая летопись. Обратите внимание, как "нейтрально" описана община Пскова в конфликте] Выгнаша псковичи князя Володимира ОндрЂевича изо Пскова, а иныя люди на вечи сь степени съпхнули его; онъ поехал на Москву съ бесчестиемь к великому князю Ивану Васильевичю жаловатися на Псковъ. [Затем летописец пишет о представительной псковской государственной делегации в Москву] И по том, на зиму, послаша псковичи послы своя. Тимофея посадника Власьевича, и Якова Кротова, и Стефана Афанасьевича, и Матуту [Матута - явно не славянского происхождения, имя без отчества, т.е. не знатный (?), но в составе столь представительной делегации !] и иных бояръ къ князю великому Ивану Васильевичю просити собЂ въ Псковх князя...».


Давайте почитаем псковские документы:
«ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ПСКОВА на DrevLit.ru»
Первый источник - дошедшие до наших дней грамоты, написанные от имени псковского государства. В соответствии с порядком перечисления социальных групп мы видим, что после бояр всегда стоят купцы, а уже за купцами житьи люди.
1463—1465 гг.— [Грамота Пскова Риге с жалобою на рижан: Иволта, по поводу насилия над новгородскими купцами Иваном и Кузьмой, и Ивана Кортавого, занявшего 20 гривен у Ивана Филимонова и Кузьмы Кренева]
«От княжя псковъского Ивана Александровичя, и от посадника псковьского степенного Максима Ларивоновичя, и от всехъ посадниковъ псковъскихъ, и от бояръ псковьскихъ, и от купцовъ, и от всего Пскова суседомъ нашимъ, посадникомъ рижкимъ и ратманомъ рижкимъ...»
1477 г. октября— [Грамота Пскова царю Ивану Васильевичу о посылке в Великий Новгород «складной» грамоты и о пожаре Пскова]
«Господину государю вЪликому князю Ивану Васильевичю, царю всея Руси, посадники псковскои стЪпенныи, и старые посадники, и сыновЪ посадничьи, и боярЪ, и купцы, и житьи люди, весь Псковъ, отчина ваша, своимъ государемъ, вЪликимъ княземъ русскимъ и царемъ, челомъ бьемъ...»
1480 год— [Грамота псковского князя Василия Васильевича польскому королю Казимиру с жалобами на притеснение торговых людей, о нападении рыцарей Ливонского ордена на псковские пригороды и захвате там пленников]
«...а отъчина великихъ князеи тобе, своему господину, честному великому королю, и посадники псковъские, и степенъныя, и старие посадники и сынове посадъничи, и бояре, и купъцы, и житие люди, и весь Псковъ чоломъ бьеть...».
1503 г. июль—август— [Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом о перемирии на шесть лет]
«...послы псковские: Григорий Яковлевич Кротов и посадник псковский Федор Гаврилов, и бояре псковские Леонтий Олфериевич Языков, и Андрей Кириллович Изразцов, и Максим Иванович Понарин, и Федор Павлович Квасов, и Яков Мокеевич Еропкин, и старосты купеческие Фома Александров, и Тимофей Макарьин, и Труфан Козел, и городской писец Василий...»

Обратите внимание, кто утвердил Псковскую Судную грамоту - Псковскую Правду в 1397 и в последней редакции 1467 года:
1397/1467 годы — «[Псковская Судная грамота в последней редакции 1467 года. Преамбула] Эта грамота выписана из грамоты великого князя Александра и из грамоты великого князя Константина и изо всех приписок о псковских законах, по благословению отцов наших, попов всех пяти соборов и священноиноков и дьяконов и священников, и всего Божьего духовенства, всем Псковом на вече в 1397-м году....»
Судя по дошедшим до нас документам, в Новгороде на государственных документах уже 25 лет пишется следующая формула:
1372 год— «[Грамота Новгорода послам Юрию и Якиму с наказом об условиях заключения мирного договора с тверским великим князем Михаилом Александровичем. Преамбула ] От посадника Михаила, от тысячкого МатфЪя, от бояръ, и от житьихъ людЂи, и от чорныхъ людЂи, и от всего Новагорода...»
В Новгородской Судной грамоте, редакция 1471 года, т.е. через 73 года, пишется следующая формула:
1471 год— «[Новгородская Судная грамота в редакции 1471 года. Преамбула] Доложа господы великих князеи, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и сына его, великого князя Ивана Ивановича всея Руси, и по благословению нареченнаго на архиепископство Великого Новагорода и Пъскова священноинока Феофила. Се покончаша посадникы Ноугородцкие, и тысятцкие Ноугородцкие, и бояря, и житьи люди, и купци, и черные люди, все пять концов, весь государь Велики Новгород на вече на Ярославле дворе ...»

Определить количество членов псковской общины на основании имеющихся сведений, как я понимаю, не представляется возможным. Но мы можем попытаться дать приблизительные цифры исходя из методики, предложенной А.Борисовым для Москвы 1343 года. (Н.С.Борисов. "Возвышение Москвы", с.157).
Но я в таких случаях обычно привожу поговорку о том, что мы имеем "умножение одного неизвестного на другое неизвестное".
И.К.Лабутина в работе "Историческая топография Пскова в XIV-XV вв." пишет, что к 1500 году в Пскове известно 39 церквей, в том числе и кафедральный Троицкий собор (с.252).
Будем исходить из среднестатистического распределения дворов к церкви: 1 церковь - 30-40 дворов, а в одном дворе около 10 человек.
Итого, общее общее количество псковичей будет следующее:
39 церквей х 30 дворов = 1 170 дворов. 1 170 дворов х 10 человек = 11 700 человек.
39 церквей х 40 дворов = 1 560 дворов. 3 360 дворов х 10 человек = 15 600 человек.
Количество выселенных семей (правящей элиты Пскова) в 1510 году по ППЛ - 300 х 10 = 3 000 человек.



СХЕМА № 1.
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ (начало 1500-х годов).

На основании информации из псковских летописей и актов государственной власти, а так же проведённых (весьма приблизительных) подсчётов, я нарисовал схему.





СХЕМА № 2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ ОБЩИН НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ (1500/1470-е годы).

Предлагаю вам сравнительную таблицу социального состава двух общин.





Предлагаю некоторые подробности по социальных группам псковской общины.



БОЯРЕ.

Известно, что посадники избирались из числа бояр, но вот что такое бояре в Пскове того времени пока точно не установлено. Считается, что бояре были землевладельцами и составляли некое «сословие». Однако конкретно для Пскова не ясно, когда сформировалось это сословие, и насколько оно было замкнутым.
В псковских летописях конца XIV – первой четверти XV века появляется слово боярин, и понимается боярин, по мнению В.Аракчеева, ещё не как сословие или титул: под боярином скорее понимается наивысший чин. На рубеже XV-XVI вв. под боярином явно понимается чиновник, который может принадлежать к аппарату либо князя, либо Господина Пскова.
Первичным, исходным признаком боярства в то время В.Аракчеев считает факт пребывания носителя этого чина на государственной или выборной должности. В этом смысле, боярин – служебный чин в псковском государстве. Он может владеть землёй, но это не является определяющим фактором. Псковские бояре скорее «протосословие», куда может попасть выходцы из небоярских кругов, выдвинувшихся на государственных и общественных должностях.
1407 год—«[Псковская Первая летопись описывая сражение псковичей с немцами на Лозоговицком поле разделяет посадников как должностных лиц и бояр как социальный статус]...и убиша на сступЂ Панкрата посадника, Ефрема посадника, Леонтия посадника и иныхъ бояръ много и селских людей много, а всЂхъ избиша числом 700, а НЂмець князей и бояръ много избиша, но толко колко Псковичь [для военных действий Псков совокупил-собрал всю Псковскую землю. Погибшие сельские люди - это ополчение всей Псковской земли. Самих псковичей погибло "но толко колко"]...».
В 1426 году Псков посылает делегацию в Москву. Делегация состоит из посадника и бояр. Как я понимаю, в подобных случаях В.Аракчеев трактует бояр как государственных чиновников, но подобное сообщение можно трактовать иначе: вместе с главой правительства едут представители элиты, что придаёт делегации не только солидность, но и показывает, что речь идёт о консолидированной позиции всей элиты Пскова.
1426 год—«[Псковские летописи. Синодальный список.] Того же лЂта псковичи послаша к великому князю Василью Васильевичю Юрья посадника ТимофЂевича, а с нимъ бояръ; и биша чолом, чтобы послал своих бояръ к дЂдоу своему князю Витовту, и вдарили бы чоломъ за пскович;...»
В летописных сообщения упоминается о том, что концы представляют бояре, причём подчёркивается равное представительство от каждого конца. 1479, 1484 - по боярину от конца, 1498 - по два боярина с конца, 1499 - по три боярина с конца.
Если считать бояр результатом эволюции служебного чина в сословное представительство, как В.Аракчеев, до начала XIV века Псков является новгородской волостью и собственных бояр (государственных чиновников) иметь не мог. Бояре были только у Новгородского государства. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и формированием собственного псковского государства можно говорить о появлении псковских бояр.
Однако, если исходить из предположения о том, что бояре - это собственная родовая аристократия, то можно говорить только о самоназвании аристократии. До 1400 годов самоназвание псковской аристократии, нам не известно, а в 1400-е годы аристократия, занимавшая высшие государственные должности, постепенно получает название (самоназвание) "бояре". Подобное явление мне представляется естественным, т.к. Псков входил в состав Северо-Восточной Руси и появление термина "бояре" для своей элиты было вопросом времени.


Первые собственно псковские летописные записи употребляют формулу "посадники и псковичи" или раздельно только "посадники", или только "псковичи".
1309 год—[Псковская Первая летопись] «Борисъ посадникъ съ Псковичи заложи стЂну плитяну отъ святого Петра и Павла къ Великой рЂкЂ, индикта въ 7, мЂсяца iюня въ 7 [т.е. реки Великая]»;
1407 год—[Псковская Первая летопись] «...князь Данило Александровичь, посадник Юрьи Филипьевичь и весь Псковъ, подемша всю свою область идоша на НЂмецкую землю...»
Впервые упоминание "посадников и бояр" встречается в Псковской первой летописи в 1410 году, но это текущие события.
В 1426 году Псков посылает государственную делегацию, состоящую их посадника и бояр в Москву. Но в летописях в целом употребляется форумула "посадники и весь Псков":
1426 год—«[Псковские летописи. Синодальный список.] Того же лЂта псковичи послаша к великому князю Василью Васильевичю Юрья посадника ТимофЂевича, а с нимъ бояръ; и биша чолом, чтобы послал своих бояръ к дЂдоу своему князю Витовту, и вдарили бы чоломъ за пскович;...»
1450 год—[Псковская Первая летопись. Встреча новгородского архиепископа] «...а князь Псковскiй и посадники и бояре выЂхаша противу, и усрЂтоша его противъ далнаго Пантелеймона и прiяша его съ великою честью......»
Формула "посадники и бояре" начинает регулярно встречаться в Псковской Первой летописи с 1460 года. Но чаще всего летописец пишет просто "псковичи".
В 1470-е годы летописец употребляет более сложную формулу: "посадники и бояре и весь Псков"
Описывая приём псковичами царевны Софьи, направлявшейся через Псков в Москву в 1472/1473, летописец пишет:
1473 год— [Псковская Первая летопись] «...тоту же ея паки посадники Псковскiи, и бояре, и весь Псковъ честь сотвориша и медомъ и всяческимъ кормомъ, самой, и всЂемъ ея прiятелемъ и слугамъ, и конем; кони бо ихъ вси приведени быша горою. [Далее, летописец вдруг отдельно упоминает купцов] Посадники Псковскiи вси ея дароваша, такоже и от бояръ и отъ купцовъ, чiя какова сила, такоже и весь Псковъ ей дарова въ почесть 50 рублевъ пЂнязми; а Ивану Фрязину 10 рублевъ. И она же царевна сице видЂвши такову почесть въ великого князя отчинЂ своего государя, какъ отъ посадниковъ Псковскихъ, тако и отъ бояръ и посполу отъ всего Пскова, и рече посадникомъ Псковскимъ и бояром и всему Пскову:...»
Наиболее ярко роль боярства мы видим в сообщении псковского летописца о падении псковской республики в 1510 году.
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ О СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ В 1510 году.



КУПЦЫ.

Вторую по значимости группу псковской общины занимали купцы. Особенно ярко об их роли в социальной жизни Пскова говорит сообщение псковской летописи, описывающей падение псковской республики в 1510 году.
Удивительно, но в летописных сообщениях купцы упоминаются достаточно редко. Особенно в контексте политических событий.
1463—1465 гг.— [Грамота Пскова Риге с жалобою на рижан: Иволта, по поводу насилия над новгородскими купцами Иваном и Кузьмой, и Ивана Кортавого, занявшего 20 гривен у Ивана Филимонова и Кузьмы Кренева]
«От княжя псковъского Ивана Александровичя, и от посадника псковьского степенного Максима Ларивоновичя, и от всехъ посадниковъ псковъскихъ, и от бояръ псковьскихъ, и от купцовъ, и от всего Пскова суседомъ нашимъ, посадникомъ рижкимъ и ратманомъ рижкимъ...»
1473 год— [Псковская Первая летопись] «...тоту же ея паки посадники Псковскiи, и бояре, и весь Псковъ честь сотвориша и медомъ и всяческимъ кормомъ, самой, и всЂемъ ея прiятелемъ и слугамъ, и конем; кони бо ихъ вси приведени быша горою. [Далее, летописец вдруг отдельно упоминает купцов] Посадники Псковскiи вси ея дароваша, такоже и от бояръ и отъ купцовъ, чiя какова сила, такоже и весь Псковъ ей дарова въ почесть 50 рублевъ пЂнязми; а Ивану Фрязину 10 рублевъ. И она же царевна сице видЂвши такову почесть въ великого князя отчинЂ своего государя, какъ отъ
Предлагаю вам самим найти сведения о купцах Пскова в летописном сообщении.
1477 г. октября— [Грамота Пскова царю Ивану Васильевичу о посылке в Великий Новгород «складной» грамоты и о пожаре Пскова]
«Господину государю вЪликому князю Ивану Васильевичю, царю всея Руси, посадники псковскои стЪпенныи, и старые посадники, и сыновЪ посадничьи, и боярЪ, и купцы, и житьи люди, весь Псковъ, отчина ваша, своимъ государемъ, вЪликимъ княземъ русскимъ и царемъ, челомъ бьемъ...»
1480 год— [Грамота псковского князя Василия Васильевича польскому королю Казимиру с жалобами на притеснение торговых людей, о нападении рыцарей Ливонского ордена на псковские пригороды и захвате там пленников]
1503 г. июль—август— [Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом о перемирии на шесть лет]
«...послы псковские: Григорий Яковлевич Кротов и посадник псковский Федор Гаврилов, и бояре псковские Леонтий Олфериевич Языков, и Андрей Кириллович Изразцов, и Максим Иванович Понарин, и Федор Павлович Квасов, и Яков Мокеевич Еропкин, и старосты купеческие Фома Александров, и Тимофей Макарьин, и Труфан Козел, и городской писец Василий...»
Если я правильно понимаю, в сообщении 1485 года летописец под фразой "добрые люди" имеет ввиду купцов:
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ О СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ В 1485 году.
Вот наиболее интересное сообщение псковского летописца о статусе купцов в псковской общине:
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ О СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ В 1510 году.



ЖИТЬИ ЛЮДИ и ЧЁРНЫЕ ЛЮДИ.

Житьи люди и чёрные люди - неполноправные члены псковской общины, как я считаю. Время их формирования не понятно.
Судя по дошедшим сообщениям, в середине 1480-х годов в общине Пскова, как и в Новгороде, есть "чёрные люди" и "житьи люди". Возможно я ошибаюсь, но в текстах псковских летописей обе эти категории явно относятся к неполноправным членам общины. По контексту сообщений и "чёрные люди", и "житьи люди" - синоним "молодшiя люди". Псковские летописцы почти не пишут об этих социальных категориях. Только отдельные сообщения позволяют нам говорить об их существовании.

1477 г. октября— [Грамота Пскова царю Ивану Васильевичу о посылке в Великий Новгород «складной» грамоты и о пожаре Пскова]
«Господину государю вЪликому князю Ивану Васильевичю, царю всея Руси, посадники псковскои стЪпенныи, и старые посадники, и сыновЪ посадничьи, и боярЪ, и купцы, и житьи люди, весь Псковъ, отчина ваша, своимъ государемъ, вЪликимъ княземъ русскимъ и царемъ, челомъ бьемъ...»
1480 год— [Грамота псковского князя Василия Васильевича польскому королю Казимиру с жалобами на притеснение торговых людей, о нападении рыцарей Ливонского ордена на псковские пригороды и захвате там пленников]

В середине 1480-х годов Псков потрясла так называемая "брань о смердах", в которой Великий князь Московский, между прочим, пошёл против мнения псковской элиты. В Синодальном списке и Второй Псковской летописях упоминаются не только о "бояре", но и "житьи люди", "чёрные люди". В одном месте летописец называет чёрных людей молодыми «...а чорные люди молодии всего того не всхотЂша...».
Отдельно, в составе посольства в Москву упоминаются "добрые люди", которых я понимаю как полноправных членов общины - "купцов": «......4 посадника... и 10 бояриновъ ис концов, добрых людии...».
Предлагаю вам полный текст сообщения за 1485 год, в котором нас интересует социальный состав общины:
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ О СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ В 1485 году.
Следующее сообщение псковской летописи:
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ О СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ ПСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ В 1510 году.
Обратите внимание - в этом отрывке псковские летописец пишет то "житьи люди", то "молодшiя люди". Для него это явно одна и та же социальная категория псковичей:
1510 год— [В Новгород, к Великому князю Московскому, направляется государственная псковская делегация, состоящая из] «...поЂхали къ Новугороду 9 посадников да и купецкiи старосты всЂхъ рядов ...»
[Далее события развиваются в Новгороде] «...И посадники Псковскiя и бояре съодного пошли съ владычень дворъ; и [московские] бояре посадниковъ спросили: "уже ли есте сполна скопилися ?" и посадников, и бояръ, и купцовъ ввели въ полату, а молодшiя люди на дворе стояли...»
[Великий князь Московский прибыл в Псков]«...И князь великiй, въ недЂлю, велЂль быти у собя посадникомъ Псковскимъ и дЂтемъ посадничьим, и бояромъ и купцомъ и житьимъ людемъ: "язъ васъ хощу жаловати своим жалованьемъ;" и поидоша Псковичи отъ мала и до велика на великого князя дворъ.
И посадники и бояре поидоша въ гридню, а иных на крыльцы стоя князь Пётр Васильевичь по переписи почалъ кликати посадниковъ и бояръ и купцовъ Псковскихъ, и кои вошли въ гридню, то тЂхъ всЂхъ за приставы подаваша [т.е. арестовали]; а Псковичемъ молодшимъ людемъ, кои на дворЪ стояли, сказалъ князь Петръ: "до васъ государю дЂла нЂтъ, а до которыхъ государю дЂло есть, и они тЂхъ къ себЂ емлетЂ; а васъ государь пожалует грамотою своею жаловалною, какъ вамъ впредь жити."
И подаваша тЂхъ за приставы, кои были в гриднЂ, и поидоша за приставы по подворьям, и начаша скручатися къ Моск†тое же нощи, съ женами съ дЂтми, и животы легкiе ["живот" - движимое имущество, в данном случае то, что можно с собой увезти] взяша съ собою, а прочее все пометаша, и поЂхаша взборзЂ с плачемъ и рыданiемъ многимъ, да и тЂхъ женъ поимаша, кои въ НовЂгородЂ засажены; взяща тогда псковичь 300 семей. [по контексту это семьи бояр и купцов. Все они были выселены из центра Пскова, а их дома заселили присланными из Московской Руси "новыми псковичами"] И тогда отъятся слава Псковская, и бысть плЂнен не иновЂрными, но своими единовЂрными людми...»
Возможно я и ошибаюсь, но 300 семей это и есть полноправные члены псковской общины, выселенные в глубины Московской Руси. Точно так же незадолго до этого в глубины Московской Руси были выселены все полноправные члены новгородской общины.