Москва.


Государственная Третьяковская галерея.


октябрь 2013 г.



Московская школа иконописи.
Очень красивые иконы классической московской иконописной школы я видел в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Но там фотографировать нельзя.
Жаль. Обязательно выложил бы здесь для дополнения.



В глубине зала - слева, в центре и справа вы видите видны иконы Андрея Рублёва.






Слева, до арки, иконы Дионисия и его сыновей.
За аркой иконы Андрея Рублёва.






Иконы, по мнению специалистов, принадлежащие Андрею Рублёву.




















На дальней стене зала иконы Дионисия.
Как Не специалисть, могу высказать своё мнение - Дионисий оказал большое влияние на формирование московской иконописной школы.
Белый с золотом фон на иконах московской школы, мне так кажется, влияние Дионисия.
Но я делаю вывод только на основании личных наблюдений.
Так что моё мнение может быть и ошибочное.






"Богоматерь".
Дионисий. 1482 г.

Обратите внимание, икона отличается от подобного типа руских икон того же времени.
Белый фон на иконах.





"Распятие".
Дионисий. 1500 г.

Обратите внимание, как отличается эта икона от традиционных.
Фотография смазалась, но и здесь яркий белый фон.





"Св. митрополит Алексий с житием".
Дионисий. Начало XVI в.






"Св. митрополит Алексий с житием".
Фрагмент.
Слева виден белый фон - на фотографии он затемнён.





"Св. митрополит Алексий с житием".
Фрагмент.






"Св. митрополит Алексий с житием".
Фрагмент.






"Св. митрополит Алексий с житием".
Фрагмент.






Деисусный чин.
Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром.
1500-1502 годы.






























"О тебе радуемся".
Мастер круга Дионисия.
Москва. Начало XVI в.





"Иоанн Богослов на острове Патмос с житием".
Мастер круга Дионисия.
Москва. Начало XVI в.






"Владимир, Борис и Глеб с житием".
Москва. Первая четверть XVI в.






"Владимир, Борис и Глеб с житием".
Фрагмент.






"Владимир, Борис и Глеб с житием".
Фрагмент.







"Шестоднев".
Москва. Середина XVI в.






"Богоматерь Ярославская и избранные святые".
Складень трёхстворчатый.
Москва. 1491 г.






Теперь мы более пристально осмотрим иконы, которые, по мнению специалистов, написаны Андреем Рублёвым.
Специалисты, описывая жизнь и работы Андрея Рублёва, постоянно употребляют слова: "вероятно", "предположительно", "считается".













Деисусный чин.
Даниил Чёрный, Андрей Рублёв и мастерская.
1408 г.

В литературе встретил информацию о том, что концу жизни у Андрея Рублёва была своя иконописная мастерская, а сам Рублёв стал богатым человеком.





Огромные иконы и очень неудачная подсветка, что удивительно для Третьяковской картинной галереи.
Даже смотреть на иконы трудно, а уж качественно сфотографировать просто не получается.















"Троица".
1420-е годы.
Современный вид.
На музейном стенде, рядом с большим окном и с современной подсветкой, икона более светлая, чем мы видим на фотографии. Недостаток фотографирования "с рук".
Но в тёмном помещении средневекового храма икону, вероятно, видели такой.

Сюжет иконы, насколько я понял, традиционный для греческой иконописи того времени. В научной литературе встречал упоминание о том, что наши специалисты, увидев подобную икону
того же времени на Афоне, в первое мгновения подумали - "А что здесь делает Рублёв" ?

Считается, что "Троица" наиболее достоверно принадлежит Андрею Рублёву.
Икона много раз обновлялась (поновлялась), хотя в целом рисунок и композиция сохранили свой первоначальный вид.
Изменены в сравнении с подлинным древним видом головы ангелов, которые были не такими выпуклыми и причёски, которые были не такими пышными, какими мы видим их сегодня.
В живописном слое имеется много утрат и подновлений.






"Троица".






"Троица".
Фрагмент.













"Деисусный чин" ("Звенигородский чин").
Начало XV в.
Первоначально икон было семь или девять. Мы видим иконы, сохранившиеся до наших дней.
Иконы написаны для Успенского собора в Звенигороде. Отсюда и второе название - "Звенигородский чин".
Специалисты считают, что иконы написаны Андреем Рублёвым, но никаких документальных подтверждений этому нет.





"Архангел Михаил"- "Спас"- "Апостол Павел"






Слева - "Архангел Михаил".
Справа - "Спас".





в центре - "Апостол Павел".
















































"Праздничный чин".
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.
1408 г.






"Благовещение".






"Благовещение".
Фрагмент.






"Благовещение".
Фрагмент.







"Воскресение" - "Сошествие во ад".






"Воскресение" - "Сошествие во ад".
Фрагмент.






"Воскресение" - "Сошествие во ад".
Фрагмент.






"Вознесение"