ГРАНАДА. АЛЬГАМБРА. (Alhambra).
Дворцы гранадских эмиров. Часть 2.
"Двор Львов" (Patio de los Leones)


март 2015 г.




Мы зашли в третий дворец эмиров - Двор Львов.
Двор Львов - комплекс жилых помещений, предназначенных в первую очередь для частной жизни эмиров Гранады.
Хотя отдельные элемены публичной и политической деятельности здесь, разумеется, были.

Место, где мы находимся, примыкает ко Двору Львов и называется Зал Мукарн.

Номера на табличках помогают ориентироваться в пространстве и дают информацию. Очень важно, что на русском языке













Можете самостоятельно осмотреть Двор Львов в ГУГЛе.
«ГУГЛ. Альгамбра. Двор Львов.»




Двор Львов.
Современный вид.
Сегодня в центре двора фонтан и четыре апельсиновых дерева по краям, посаженные в специальные горшки.
Во времена эмиров здесь был настоящий сад из деревьев и цветов.
Растительность удалили, чтобы предотвратить разрушения от корней деревьев.
Сегодня белые мраморные плиты отражают свет и создают яркий фон, но когда здесь был сад с газонами, визуально всё это выглядело иначе.
От мрамора всё вокруг нагревается, а вот растения поглощали жару как в физическом, так и в визуальном (уменьшали яркость света) смысле.

В жарком климате Испании вода и зелёные насаждения создавали внутри частного помещения султана (добавим сюда гарем) своеобразную и очень душевную атмосферу спокойствия и неги.
Почти как Рай на земле, как его представляют мусульмане.
Я их понимаю.





В путеводители написано, что точно известно - до 1362 года на этом месте был Зал Двух Сестёр.
30 декабря 1362 года на месте Зала Двух Сестёр эмир Гранады Мухаммад V начал строительство Двора Львов.
Летопись говорит, что во время строительства эмир Гранады "ходил весь в мелу и извести".
Затем, после строительства Двора Львов, возвели остальные пристройки. Некоторые из них мы с вами посетим.
В число пристроек входил и гарем султана, но мы в него не попали.

Белые мраморные плиты слепят глаза и создают яркий фон, искажая подлинный облик Двора Львов.






Можно оценить размеры.
Напомню, что там, где сегодня туристы фотографируются, были клумбы с цветами и росли деревья.






С одной стороны двора всегда есть тень.
На заднем фоне выступает большой портик с пирамидообразной крышей - это Центральная ложа.
Центральная ложа предназначалась для эмира и его окружения.






Сегодня львы и чаша белого цвета, но во времена эмиров фонтан был цветным.
Мы с вами видели подобное с античным наследием.
"Цветной мир античности"
Львы, я думаю, окрашивались в тёмно-золотые с серым тона.
По аналогии с естественным цветом, ну и золото вааще.
И другие цвета, как дополнение.

По краю чаши надпись придворного поэта Ибн Замрака, воспевающего красоту фонтана, красоту дворца и величие эмира, хозяина всей этой красоты.






Красиво.
На фотографиях фонтана в путеводителях обычно прибегают к художественной ретуши, но человеческий глаз видит почти так.
Почти - фотоаппарат тоже даёт свои искажения цвета.

Хотелось бы отдельно сказать, что в эпоху Насридов арабские инженеры и техники совершили революцию в системе гидравлического искусства - водосбор и распределение воды.
Теперь поступление воды не зависело от капризов природы, как это было до них.
Сам фонтан также является достижением арабских гидротехников.

Львов двенадцать. А вот почему, точно не известно.
Есть аналогия с количеством зодиакальных созвездий, но это только гипотеза.
Возможно, просто совпадение и всё гораздо проще.
Лично я склонен считать, что пропорции фонтана требуют такое количество декоративных элементов в виде львов.
Попробуйте сами визуально разместить бОльшее или мЕньшее количество львов в данном пространстве и привязать общий размер фонтана к площади двора.






Боковой портик.
Посмотрите на потолок.






















Башенка, которую вы видите, по периметру снабжена окнами с ячеистыми решётками.
За счёт такой решётки на окнах внутри, под потолком, создаётся необычное освещение.
Скоро мы это увидим.






Центральная ложа.
Архитекторы сумели создать шедевры, в которых игра света играла свою отдельную и большую роль.






Центральная ложа.
В тени эмир любовался на сад с фонтаном и вёл беседы.






Центральная ложа.
Фрагмент.






Царский зал.
Визуально разбит на несколько частей.
Восточная сторона Двора Львов.
Облицованы полукруглые колонны - высочайшее мастерство гранадских мастеров того времени.
Сохранились необычные для восточной культуры потолочные росписи зала, созданные в конце 1300-х - начале 1400-х годов.
Сами росписи я не видел, видел только стенд с фотографиями росписей.






Фрагмент стен Царского Зала.
Это где девушки стояли, на предыдущей фотографии.
Окна с решётками создают своеобразный свет.
Обратите внимание на необычную отделку арки на переднем плане и слева. Вы уже видели такой декоративный элемент раньше.
Немного позднее мы поговорим об этом.






Теперь давайте посмотрим на стенд - чем же необычны сохранившиеся маврские росписи. Напомню, мавры исповедывали ислам.
Вы должны сразу увидеть - на росписях изображены люди, изображены сцены из дворцовой жизни.
Ислам запрещает рисовать людей и животных.
Мы видим росписи потолка Царского зала, прямо противоречащие традициям ислама.
Росписи выполненные на бараньей коже и растянуты на бамбуковом каркасе.
Прибивалась кожа к каркасу тоже бамбуковыми гвоздиками, чтобы материал не окислялся.
Одно время считалось, что росписи сделаны в более позднее время, время христианских королей.
Однако французский арабист Массигнон "доказал" (так написано в путеводителе - "доказал") их маврское происхождение, опираясь на толкование V суры Корана.
Смысл толкования в том, что Кораном запрещаются изображения людей и животных не вообще, а в тех случаях, когда изображения могут стать объектом идолопоклонства.
Типа христианских икон, статуй в церквах и т.д., я так понимаю.
Впрочем, я уверен, вы видели иранское исламское искусство, где изображены люди и животные. Возможно, они также трактуют подобный запрет.

Ещё одна важная деталь. Потолочные росписи находились не в публичных помещениях, а в личных покоях эмира, куда имели доступ только очень близкие к эмиру люди.
Таким образом, круг людей, видевших мягко говоря сомнительные с точки зрения большинства правоверных мусульман росписи, был очень маленьким.






Мы входим в Зал Абенсеррахов.
Помните, посещая парки внутри Альгамбры мы видели разрушенный французами дворец Абенсеррахов - знатного семейства, приближённого к эмирам.
Предназначение зала, предположительно, - комната для личных бесед эмира с небольшим кругом своих приближённых.
Вентиляция зала идеальная: летом не больше 22 градусов за счёт инженерных гидротехнологий и благодаря отоплению тепло зимой.






Согласно преданиям, две семьи, два клана спорили за близость к эмирам - Абенсеррахи и Зенеты.
Зенеты проигрывали "соревнование", но они якобы придумал историю о близости одного из Абенсеррахов с женой султана.
Близость происходила в садах Хенералифе.
Султан пригласил весь клан (только мужчин, разумеется) во дворец на какое-то праздничное мероприятие и уничтожил в этом помещении.
Отсюда и название Зал Абенсеррахов.
Как звали султана - неизвестно, что уже говорит о сомнительности всей истории.
Если же подобное массовое убийство действительно произошло, я с сомневаюсь, что адюльтер одного из Абенсеррахов имел тому причины.
Даже для того жестокого времени полное уничтожение столь влиятельного клана должно было иметь более серьёзные причины.
Возможно, кто-то из султанов действительно расправился с одним из представителей клана Абенсеррахов, что является вполне реальным событием.
История с интрижкой могла действительно быть, мы про любовь много разного знаем.
Но могло иметь публичное оправдание внесудебной расправы над высокопоставленным придворным, совершённой по совершенно иной причине.
Что-то вроде нашего: "У папеньки удар".
Впоследствии убийство высокопоставленного придворного переродилось в такую экзотическую легенду.

Туристы смотрят на потолок. А там есть, что посмотреть.






Фонтан создаёт прохладу и приятную атмосферу неги.
Бурые пятна окиси железа на мраморном полу символизируют пролитую Абенсеррахами кровь.
Ну как же не сфотографировать.
Обратите внимание на отделку стен и пол в нише.






Игра света.
За счёт того, что я стал в другую часть комнаты, она кажется светлой.






Теперь посмотрим, что так внимательно рассматривали туристы на потолке.
Помните, я вам показал башенку с многочисленными окнами и красивыми решётками на окнах.
Вот эти окна.
До 1590 года в окнах стояли цветные витражи, так что из окон шёл свет разных цветов.






А вот так потолок видит мой фотоаппарат, через объектив.
Человеческие глаза воспринимают весь потолок в объёме.
Красота неописуемая.
Представьте, что свет, освещающий потолок и стены, разных цветов.

Потолок и боковые элементы напоминают сталактиты, свисающие с потолка в пещере.
Так оно и есть.
Декоративные элементы, чем-то напоминающие большой пчелиный сот, и из которых состоит композиция, имеют своё название - Мокарбе, или Мукарны.
В оформлении гранадских дворцов применялось несколько видов Мокарбе.
Из того, что я видел своими глазами, Мокарбе использовались на полукруглых арках, на полукруглых нишах, на полукруглых потолках .
Истоки появления Мокарбе лежат в мусульманском предании: архангел Гавриил спас Пророка от преследования в пещере Хира.
Паутина, опущенная Гавриилом над входом в пещеру, сбила преследователей с толка.
В память об этом событии в искусстве ислама делают вот такую красоту, имитирующую сталактиты в пещере.
Это такие же смысловые и декоративные украшения, как у христиан фрески.






Орнамент с элементами цветовой окраски.
Я думаю, раньше большинство орнаментов в дворцах были такими же, с цветовым фоном.
Если я ничего не напутал, многие орнаменты, которые вы видели, современная реконструкция, а на сохранившихся подлинных краски за сотни лет просто исчезли.































































Вход в Зал Двух Сестёр.
Название зала произошло от двух мраморных плит, лежащих в центре зала.
Предназначение зала до сих пор неизвестно.
Одна из комнат, примыкающих к залу, - туалет со смывом.
У арабов раньше, чем у европейцев появился туалет со смывом.














Звёздное небо.
Очень красивые розетки на боковом орнаменте.






























Мокарбе - чудо арабской архитектуры.














Мирадор Линдараха.
Тронный балкон, выходящий в сад - Двор Линдарахи.
Эмиры сидели в беседке и смотрели на город.
Сегодня там глухая стена, возвигнутая христианскими инженерами.






Двор Линдарахи






Частные покои эмиров.