ГРАНАДА. АЛЬГАМБРА. (Alhambra). Дворцы гранадских эмиров. Часть 2. "Двор Львов" (Patio de los Leones) март 2015 г. |
Мы зашли в третий дворец эмиров - Двор Львов. Двор Львов - комплекс жилых помещений, предназначенных в первую очередь для частной жизни эмиров Гранады. Хотя отдельные элемены публичной и политической деятельности здесь, разумеется, были. Место, где мы находимся, примыкает ко Двору Львов и называется Зал Мукарн. Номера на табличках помогают ориентироваться в пространстве и дают информацию. Очень важно, что на русском языке |
|
Можете самостоятельно осмотреть Двор Львов в ГУГЛе. «ГУГЛ. Альгамбра. Двор Львов.» |
Двор Львов. Современный вид. Сегодня в центре двора фонтан и четыре апельсиновых дерева по краям, посаженные в специальные горшки. Во времена эмиров здесь был настоящий сад из деревьев и цветов. Растительность удалили, чтобы предотвратить разрушения от корней деревьев. Сегодня белые мраморные плиты отражают свет и создают яркий фон, но когда здесь был сад с газонами, визуально всё это выглядело иначе. От мрамора всё вокруг нагревается, а вот растения поглощали жару как в физическом, так и в визуальном (уменьшали яркость света) смысле. В жарком климате Испании вода и зелёные насаждения создавали внутри частного помещения султана (добавим сюда гарем) своеобразную и очень душевную атмосферу спокойствия и неги. Почти как Рай на земле, как его представляют мусульмане. Я их понимаю. |
В путеводители написано, что точно известно - до 1362 года на этом месте был Зал Двух Сестёр. 30 декабря 1362 года на месте Зала Двух Сестёр эмир Гранады Мухаммад V начал строительство Двора Львов. Летопись говорит, что во время строительства эмир Гранады "ходил весь в мелу и извести". Затем, после строительства Двора Львов, возвели остальные пристройки. Некоторые из них мы с вами посетим. В число пристроек входил и гарем султана, но мы в него не попали. Белые мраморные плиты слепят глаза и создают яркий фон, искажая подлинный облик Двора Львов. |
Можно оценить размеры. Напомню, что там, где сегодня туристы фотографируются, были клумбы с цветами и росли деревья. |
С одной стороны двора всегда есть тень. На заднем фоне выступает большой портик с пирамидообразной крышей - это Центральная ложа. Центральная ложа предназначалась для эмира и его окружения. |
Сегодня львы и чаша белого цвета, но во времена эмиров фонтан был цветным. Мы с вами видели подобное с античным наследием. "Цветной мир античности" Львы, я думаю, окрашивались в тёмно-золотые с серым тона. По аналогии с естественным цветом, ну и золото вааще. И другие цвета, как дополнение. По краю чаши надпись придворного поэта Ибн Замрака, воспевающего красоту фонтана, красоту дворца и величие эмира, хозяина всей этой красоты. |
Красиво. На фотографиях фонтана в путеводителях обычно прибегают к художественной ретуши, но человеческий глаз видит почти так. Почти - фотоаппарат тоже даёт свои искажения цвета. Хотелось бы отдельно сказать, что в эпоху Насридов арабские инженеры и техники совершили революцию в системе гидравлического искусства - водосбор и распределение воды. Теперь поступление воды не зависело от капризов природы, как это было до них. Сам фонтан также является достижением арабских гидротехников. Львов двенадцать. А вот почему, точно не известно. Есть аналогия с количеством зодиакальных созвездий, но это только гипотеза. Возможно, просто совпадение и всё гораздо проще. Лично я склонен считать, что пропорции фонтана требуют такое количество декоративных элементов в виде львов. Попробуйте сами визуально разместить бОльшее или мЕньшее количество львов в данном пространстве и привязать общий размер фонтана к площади двора. |
Боковой портик. Посмотрите на потолок. |
|
|
Башенка, которую вы видите, по периметру снабжена окнами с ячеистыми решётками. За счёт такой решётки на окнах внутри, под потолком, создаётся необычное освещение. Скоро мы это увидим. |
Центральная ложа. Архитекторы сумели создать шедевры, в которых игра света играла свою отдельную и большую роль. |
Центральная ложа. В тени эмир любовался на сад с фонтаном и вёл беседы. |
Центральная ложа. Фрагмент. |
Царский зал. Визуально разбит на несколько частей. Восточная сторона Двора Львов. Облицованы полукруглые колонны - высочайшее мастерство гранадских мастеров того времени. Сохранились необычные для восточной культуры потолочные росписи зала, созданные в конце 1300-х - начале 1400-х годов. Сами росписи я не видел, видел только стенд с фотографиями росписей. |
Фрагмент стен Царского Зала. Это где девушки стояли, на предыдущей фотографии. Окна с решётками создают своеобразный свет. Обратите внимание на необычную отделку арки на переднем плане и слева. Вы уже видели такой декоративный элемент раньше. Немного позднее мы поговорим об этом. |
Теперь давайте посмотрим на стенд - чем же необычны сохранившиеся маврские росписи. Напомню, мавры исповедывали ислам. Вы должны сразу увидеть - на росписях изображены люди, изображены сцены из дворцовой жизни. Ислам запрещает рисовать людей и животных. Мы видим росписи потолка Царского зала, прямо противоречащие традициям ислама. Росписи выполненные на бараньей коже и растянуты на бамбуковом каркасе. Прибивалась кожа к каркасу тоже бамбуковыми гвоздиками, чтобы материал не окислялся. Одно время считалось, что росписи сделаны в более позднее время, время христианских королей. Однако французский арабист Массигнон "доказал" (так написано в путеводителе - "доказал") их маврское происхождение, опираясь на толкование V суры Корана. Смысл толкования в том, что Кораном запрещаются изображения людей и животных не вообще, а в тех случаях, когда изображения могут стать объектом идолопоклонства. Типа христианских икон, статуй в церквах и т.д., я так понимаю. Впрочем, я уверен, вы видели иранское исламское искусство, где изображены люди и животные. Возможно, они также трактуют подобный запрет. Ещё одна важная деталь. Потолочные росписи находились не в публичных помещениях, а в личных покоях эмира, куда имели доступ только очень близкие к эмиру люди. Таким образом, круг людей, видевших мягко говоря сомнительные с точки зрения большинства правоверных мусульман росписи, был очень маленьким. |
Мы входим в Зал Абенсеррахов. Помните, посещая парки внутри Альгамбры мы видели разрушенный французами дворец Абенсеррахов - знатного семейства, приближённого к эмирам. Предназначение зала, предположительно, - комната для личных бесед эмира с небольшим кругом своих приближённых. Вентиляция зала идеальная: летом не больше 22 градусов за счёт инженерных гидротехнологий и благодаря отоплению тепло зимой. |
Согласно преданиям, две семьи, два клана спорили за близость к эмирам - Абенсеррахи и Зенеты. Зенеты проигрывали "соревнование", но они якобы придумал историю о близости одного из Абенсеррахов с женой султана. Близость происходила в садах Хенералифе. Султан пригласил весь клан (только мужчин, разумеется) во дворец на какое-то праздничное мероприятие и уничтожил в этом помещении. Отсюда и название Зал Абенсеррахов. Как звали султана - неизвестно, что уже говорит о сомнительности всей истории. Если же подобное массовое убийство действительно произошло, я с сомневаюсь, что адюльтер одного из Абенсеррахов имел тому причины. Даже для того жестокого времени полное уничтожение столь влиятельного клана должно было иметь более серьёзные причины. Возможно, кто-то из султанов действительно расправился с одним из представителей клана Абенсеррахов, что является вполне реальным событием. История с интрижкой могла действительно быть, мы про любовь много разного знаем. Но могло иметь публичное оправдание внесудебной расправы над высокопоставленным придворным, совершённой по совершенно иной причине. Что-то вроде нашего: "У папеньки удар". Впоследствии убийство высокопоставленного придворного переродилось в такую экзотическую легенду. Туристы смотрят на потолок. А там есть, что посмотреть. |
Фонтан создаёт прохладу и приятную атмосферу неги. Бурые пятна окиси железа на мраморном полу символизируют пролитую Абенсеррахами кровь. Ну как же не сфотографировать. Обратите внимание на отделку стен и пол в нише. |
Игра света. За счёт того, что я стал в другую часть комнаты, она кажется светлой. |
Теперь посмотрим, что так внимательно рассматривали туристы на потолке. Помните, я вам показал башенку с многочисленными окнами и красивыми решётками на окнах. Вот эти окна. До 1590 года в окнах стояли цветные витражи, так что из окон шёл свет разных цветов. |
А вот так потолок видит мой фотоаппарат, через объектив. Человеческие глаза воспринимают весь потолок в объёме. Красота неописуемая. Представьте, что свет, освещающий потолок и стены, разных цветов. Потолок и боковые элементы напоминают сталактиты, свисающие с потолка в пещере. Так оно и есть. Декоративные элементы, чем-то напоминающие большой пчелиный сот, и из которых состоит композиция, имеют своё название - Мокарбе, или Мукарны. В оформлении гранадских дворцов применялось несколько видов Мокарбе. Из того, что я видел своими глазами, Мокарбе использовались на полукруглых арках, на полукруглых нишах, на полукруглых потолках . Истоки появления Мокарбе лежат в мусульманском предании: архангел Гавриил спас Пророка от преследования в пещере Хира. Паутина, опущенная Гавриилом над входом в пещеру, сбила преследователей с толка. В память об этом событии в искусстве ислама делают вот такую красоту, имитирующую сталактиты в пещере. Это такие же смысловые и декоративные украшения, как у христиан фрески. |
Орнамент с элементами цветовой окраски. Я думаю, раньше большинство орнаментов в дворцах были такими же, с цветовым фоном. Если я ничего не напутал, многие орнаменты, которые вы видели, современная реконструкция, а на сохранившихся подлинных краски за сотни лет просто исчезли. |
|
|
|
|
|
|
|
Вход в Зал Двух Сестёр. Название зала произошло от двух мраморных плит, лежащих в центре зала. Предназначение зала до сих пор неизвестно. Одна из комнат, примыкающих к залу, - туалет со смывом. У арабов раньше, чем у европейцев появился туалет со смывом. |
|
Звёздное небо. Очень красивые розетки на боковом орнаменте. |
|
|
|
Мокарбе - чудо арабской архитектуры. |
|
Мирадор Линдараха. Тронный балкон, выходящий в сад - Двор Линдарахи. Эмиры сидели в беседке и смотрели на город. Сегодня там глухая стена, возвигнутая христианскими инженерами. |
Двор Линдарахи |
Частные покои эмиров. |
|
|