АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СЕВИЛЬИ. (Museo Arqueologico de Sevilla ).
Каменный, бронзовый и железный века на территории Испании.
(Доримский период Испании).


март 2015 г.




Здесь начинается экскурсия по музею.
Здесь она и заканчивается.
Охранник (симпатичная испанка) не захотел фотографироваться.






Осмотр экспозиции начинается с этого замечательного стенда.
А чем же он замечателен, спросите вы ?
Давайте посмотрим дальше.






Мы видим хронологическую шкалу не только в виде красиво нарисованной таблицы,
но и предметов жизни от древнейшего предка человека, до современного нам разумного человека на территории современной Испании.






В центре доримский и Римский период.






Общий вид экспозиции.






Ну очень древний период.
На таблице в центре написаны временные периоды и нарисованы черепа, соответствующие этому периоду.
Сами черепа (думаю, муляжи) вы видите на стенде.
Справа древнейший череп, слева уже человек разумный.
Всё на испанском.






Первые орудия труда человека разумного.
Первые признаки разума и трудовых навыков.
Слева направо: от простейших, до более сложных - 170 000 - 80 000 лет до нашей эры (или рождества Христова)
Но в целом все они ещё очень грубые, примитивные.





Неолит, т.е. новый каменный век
Южная, приморская часть Иберийского полуострова: юго-западная (современная Португалия), южная (современная Андалусия) и юго-восточная (современная Каталония).
На табличках мы видим места находок и способ применения каменных предметов.
Это уже сложносоставное орудие труда. Обратите внимание, как человеческая рука охватывает рукоятку.
Морские раковины - человек использует их для еды и, возможно, декоративных целей.
Мы с вами увидим, как используют подобные раковины для декоративных целей в заключительной части нашего путешествия по музею.






Эти каменные орудия труда уже совершенно другие по качеству обработки.
Да и по применению более специализированные.
Мы видим явное свидетельство развития человеческого интеллекта и трудовых навыков.






Справа наконечники стрел из кости. Внизу браслеты.






Центральная и Северная часть Иберийского полуострова.
На фотографии мы видим место находки.
На таблице подробное описание, наверное. На испанском же.
Первые грубые изделия из керамики.
В центре рукотворная шиферная табличка. использовалась для ритуальных целей, или декоративных.
Справа примитивные светильники.






VI век до н.э.
Более сложная по изготовлению керамика.
И более красивая.






Ещё стенд.






Куски кремния. Из них делали маленькие острые кремниевые отщепы.
К сожалению, я не видел (или просмотрел) стенд с использованием таких отщепов, поэтому напишу без фотографии.
Это очень важный и интересный момент в развитии человеческого общества.
К тому времени использование каменных орудий труда, пусть и качественно обработанных, себя исчерпало.
Неизвестный нам гений того времени придумал новые составные орудия труда: в деревянную основу (тело) вставлялись маленькие острые кремниевые отщепы.
Когда кремниевые отщепы тупились или ломались, их просто заменяли.
Примерно по такому же принципу сегодня делают ножи: в ручку вставляют металлическую часть, только тогда орудия труда были более разнообразны.
Такие орудия труда означали гигантский шаг в повышении производительности труда.
Возможно, технологически для того времени более важный шаг, чем для нас изобретение атомной бомбы.

До наших дней деревянные основы (тела) не сохранились, археологи находили только маленькие кремниевые отщепы.
Учёные долго не могли понять, почему отличные большие каменные орудия труда заменили маленькие отщепы. Существовало даже мнение о необъяснимой деградации человека.
Когда стало понятно, что маленькие отщепы только часть древних орудий труда, стало понятно и величие человеческого гения, придумавшего эти орудия.






Декоративные изделия людей каменного века.
Мир искусства и религии.
Мир интеллекта.






Шиферная табличка. Похоже, нарисована сова.
В музее много таких табличек, я показываю только несколько из них.
В искусстве Древнего Египта есть такая же шиферная табличка, только с другим рисунком.
Называется "таблица фараона Нармера". "Фраон Нармер" убивает своих врагов.






Мы с вами видим одну из основ процветания Испании - металлы.
Черные, цветные, драгоценные металлы - вот что являлось одной из ценностей Иберийского полуострова.
Внизу, в центре, хрустальный нож ("алебарда" на табличке).
На стенде мы видим изделия из металлов, из кости. Каменные орудия труда.
Золотые изделия в виде фольги.





Появление в народном хозяйстве обработанных металлов говорит о новом этапе в жизни человеческого общества.
Люди научились находить металлы, добывать и перерабатывать их доводя концентрат до нужной степени, а затем с помощью нагревания в горнах ковать готовые изделия.
Когда будете смотреть изделия из металлов, обращайте внимание не только на качество металла, но и изящество (дизайн) изделий.
Бронзовые изделия.
Бронза - цветной металл, состоящий из двух частей: олова и меди.
От названия металла была дано название большого периода времени - "Бронзовый век".
Изделия из бронзы хоть и дороже, чем каменные, но они долговечные.
Затупившиеся ножи, например, или зубила, можно перековывать, используя многократно.





Изделия из кости и из металла.
Металл вставлялся в кость.






Бронзовые мечи.






Изделия из бронзы.
Бронзовая чаша.
Наконечники копий.
А вот, что слева, внизу, я не понял. Похоже на вязальные спицы. Но очень дорогие для того времени.






Декоративные изделия - я думаю, застёжки плащей.






Торговые пути Средиземноморья.
X-VI века до нашей эры.






Стенды с керамикой различных культур Иберийского полуострова.







Керамика с рисунком.






Повторяющийся рисунок в виде узора.
Бык ?






VII век до н.э.
Изделия из цветных и драгоценных металлов.






Думаю, такие сосуды использовались для транспортировки.
На судах, или в телегах их вставляли в специальные технологические отверстия.














Изделия из чёрного металла.
И не просто изделия для личного потребления, а изделия массового выпуска, т.е. сделанные на обмен или продажу.
Справа - каменные барельефы с лошадями. Насколько я помню, древняя Иберия (Испания) славилась своими лошадями.






Если поставить в музее современного искусства, никто и не догадается.






Круглые изделия - бронзовые зеркала и отдельные вещи из косметического набора модниц того времени.
Подозреваю, что некоторые мужчины не отставали от женщин и в те времена.






II век до н.э.
Внизу светильники из глины. Красивые, изящные.
Мы с вами видели немного раньше светильники грубые, примитивные.






На верхней полке медные зеркала.
На нижней стеклянные сосуды. Думаю, для благовоний или кремов, мазей.
Всё для женщин !