/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


Ф



реска - от итальянского fresco — свежий, aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому).
При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. (Википедия).
Так гласит теория.
С древнейших времён люди рисовали на стенах рисунки. Сначало, на каменных стенах в пещерах.
Затем, по мере становления городских цивилизаций, люди по всему миру стали росписывать стены своих жилищ, стены культовых зданий.
Давайте посмотрим краткую историю фресок, применительно к истории нашей страны - Руси.

Более подробные описания я буду делать в главах, посвящённых тому, или иному разделу.


Прежде всего, я хотел бы показать вам фрески, как типовое явление в жизни "человека культурного".

«Фрески Древнего мира».



Христианская фреска не появилась "вдруг". В основе христианских фресок лежала живопись античного Рима. Христианские художники творчески переработали языческое наследие и мы с вами можем видеть красоту, великолепие изображений, картинок на (христианские) религиозные темы.
Древнеруская христианская фреска пришла к нам из Римской империи. Точнее, из её восточной части, обычно называемой у нас Византия. Но сами "византийцы" считали себя римлянами, да и в древнеруских летописях мы встречаем название "ромеи", т.е. римляне.
Вот почему я также предпочитаю называть их римлянами. Вот почему я хотел бы предложить вам посмотреть мои фотографии фресок из Римской империи.
К сожалению, у меня пока нет собственных фотографий фресок из восточной части Римской империи. Думаю, в интернете вы сами найдёте подобные фрески, зачем занимать ваше время.

Фрески в языческих храмах были целенаправленно уничтожены христианами, так что сегодня мы видим, в основном, фрески из частных домов, дворцов.
В интернете выложено огромное количество фотографий, посвящённых римской фреске.
Давайте посмотрим несколько моих фотографий из римских музеев.

«Фрески Римской империи»

Прежде, чем вы посмотрите немногочисленные сохранившиеся фрески, я предлагаю вам совершить путешествие в довольно современный собор.
Когда сегодня мы говорим о храме, как "доме божьем", мы воспринимаем подобные слова в переносном смысле.
Но когда-то давно христиане действительно воспринимали храмы как частичку божьего дома на земле - Рая.
Соответственно, внутреннее убранство христианских храмов должно было эмоционально воздействовать на людей того времени, показывая им, что такое Рай.
Один из художественных приёмов такого воздействия - роспись стен - фрески.
Кроме того, рядовой европейский средневековый человек, а христианская фреска появилась в Европе, - человек неграмотный.
Так что фрески являлись ещё и своеобразными картинками, иллюстрирующими верующим людям Святое писание,
христианскую догматику вообще и применительно к данному городу, в частности.
Кинотеатров, телевизоров, компьютеров с интернетов в те времена ещё не было, так что фрески служили визуальным средством знакомства людей с Библией и т.д.

Не так давно в Киеве построили Храм "по стандартам" Древней Руси. Называется храм Владимирский собор.
Посмотрите и оцените внутреннее убранство храма через одну из важных составляющих - фрески.
«Владимирский собор. Киев.»

В интернете сегодня можно найти большое количество фотографий из Восточно-Римских (Византийских) храмов. Я выложу только небольшую подборку из Википедии, чтобы вы могли сравнить увиденное с Руской фреской.
«Яндекс. Фрески Восточной римской империи (Византии) из Википедии.»

Из виденных мною древнеруских, домонгольских фресок наибольшее впечатление произвели фрески Спасо-Преображенского монастыря в Мирожском монастыре города Псков.
Отреставрированные современными средствами фрески производят потрясающее эмоциональное впечатление.
Жаль, что фотографировать тогда не разрешили, но сегодня в интернете вы найдёте огромное количество фотографий.
«Яндекс. Фотографии фресок Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в интернете»
Вот официальный сайт монастыря, с фотографиями:
«Спасо-Преображенский Мирожский монастырь»
Могу ещё предложить фотографии фресок Софийского собора в Киеве:
«Яндекс. Фотографии фресок Софийского собора в Киеве в интернете»
Что касается домонгольского периода, то в разных уголках бывшей Киевской Руси сохранились фрагменты древних росписей. Где больше, где меньше.
предлагаю вам посмотреть то, что я увидел и сфотографировал.


«Древнеруская (домонгольская) фреска»



Вероятно, главной причиной, почему я долго не писал эту главу, является отсутствие значительного количества фресок, созданных в 1240-е - 1500-е годы, т.е. временные рамки этого сайта.
Мы знаем о многочисленных фресковых росписях в Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Пскове, Ростове, Владимире, Звенигороде, других руских городах, но до наших дней фрески этого периода сохранились в лучшем случае в виде отдельных фрагментов.
А те, что сохранились, недоступны для фотографирования. Обычно, фотографировать в зданиях церквей не разрешают.
Я предлагаю вам скромный собранный материал.


«Руская фреска. 1240-е - 1500-е годы.»



По моему скромному мнению, мнению НЕспециалиста в этом вопросе, расцвет самобытной, действительно русской художественной школы произошёл позднее временных рамок моего сайта.
Из того, что мне удалось сфотографировать, я покажу вам фрески великого русского художника - Гурия Никитина (Гурий Никитич Кинешемцев). Около 1620 — 1691 гг.
Для этого, нам придётся посетить Суздаль.
Фотографировал давно, когда у меня был слабенький цифровой аппарат, так что качество фотографий, сделанных в тёмном помещении, не очень хорошее.
Но вы сможете оценить выдающуюся русскую фресковую живопись.


«Русская фреска. 1600-е - 1700-е годы.»




В заключении предлагаю вам посетить старый русский город - Углич. В одной из многочисленных городских церквей есть фрески, выполненные в XVIII веке.
Из виденных мной фресок - это одни из самых красивых. И не просто красивых, мы видим действительно национальную русскую фресковую живопись.


«Церковь царевича Дмитрия на крови. 1692 г.».