/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


К



ультура, культурное наследие древнеруских земель 1240-1500-х годов одна из интересных и малоразработаных тем, особенно в интернете. Для детального и подробного изложения материала, похоже, придётся совершить новую поездку в Белоруссию и Украину, а сейчас я попробую изложить доступный мне материал, собранный в прошлых поездках, а так же сведения из имеющихся у меня книг и я бы сказал собственных размышлений на эту тему.
Прежде всего, что считать культурой вообще ? Или, если ставить вопрос более конкретно, что именно разместить на страницах моего интернет-сайта ? Под понятием культура я буду понимать ВСЁ, что создано человеком: религия, как результат интеллектуальной деятельности человека, книги, архитектурные сооружения, одежда, живопись, украшения и орудия производства, способы ведения хозяйства и т.д. Есть, например, такой специальный термин - сельскохозяйственная агрокультура. Исходя из этого широкого понимания термина "культура" я буду выкладывать на страницы моего сайта всё, что соответствует понятию "древнеруская культура" в пределах 1240-1500 годов.


на фото слева: одежда и предметы быта крестьянина Белорусского Полесья XIX века.
Можно смело предположить, что подобную одежду носили, похожие вещи делали ещё в о времена ВКЛ.
Обратите внимание, все предметы быта плетённые
Справа, на стене, мы видим плетённый кувшин и плетённый кошелёк. Кошелёк до сих пор называется "калита".
Белоруссия, Пинск. "Музей Белорусского Полесья".
июль 2006 г.



Что можно сказать в общих словах о культурном пространстве на территории ВКЛ (в том числе и Польши), как оно формировалось, развивалось ? Попробуем перечислить эти особенности:

1) После начала монголо-татарского ига, во время бурного расширения ВКЛ до своих исторических пределов, установилась достаточно жёсткая территориальная и культурная граница между двумя частями бывшей Киевской Руси. Собственно это разделение я показал в своём сайте через два блока "Великое княжество Литовское" и "Московская Русь". Развитие экономической, политической и культурной жизни пошло здесь разными "историческими дорогами". Я думаю, что историческое, культурное разделение хорошо видное сегодня, например, в существовании трёх разных народов: русских, украинцев и белорусов; трёх языков: русского, украинского и белорусского. Разных менталитетов у русских, украинцев и белорусов.
Историки отмечают о разделении древнеруских земель ещё в домонгольский период. Такое разделение вполне естественно и носит научный термин "феодальная раздробленность". В нашем случае феодальная раздробленность была отягчена иноземным гнётом ордынцев, литовцев и поляков. Интересно понять, насколько такое разделение является естественным, а насколько оно было навязано захватчиками.

2) Местные культурные традиции, берущие своё начало ещё со времён докиевской Руси. После нашествия монголо-татар жизнь на многих территориях была нарушена, но не прекратилась. На некоторых территориях ордынцы практически не появлялись, а только регулярно брали дань. Поляки и литовцы так же столкнулись с местными культурными традициями, в том числе с православием, которые они не сумели, а может и не захотели менять. Иначе говоря, мы можем говорить о непрерывность культурных традиций на территории ВКЛ на протяжении многих столетий.

3) Киевская Русь была в целом единым культурным пространством, связанным общей религией, языком, общим экономическим рынком. Но этническую основу древнеруского государства составили разные славянские и не только славянские племена, со своими индивидуальными различиями, со своими особенностями. Эти различия, эти особенности в условиях феодальной раздробленности, в условиях средневековой замкнутости, в условиях иностранной оккупации никуда не исчезли. Мне кажется, что подобную культурную замкнутость, изолированность одного региона от другого хорошо видно на состоянии современного украинского языка. Современный украинский язык, по мнению специалистов, формируется из нескольких региональных диалектов, отражающих изолированность друг от друга отдельных регионов. Особенно хорошо такую языковую чересполосицу можно видеть сегодня на территории современной Западной Украины. В Москве мне доводится общаться с представителями разных западноукраинских регионов. Их украинский язык, когда они общаются между собой, совершенно другой, чем украинский язык надднепровской Украины, являющийся основой, базой современного украинского языка. Даже представители расположенных по соседству западноукраинских регионов не всегда понимают друг друга.
Кроме того, мы хорошо видим разный менталитет у украинцев - "Западная" Украина и "Центральная" (надднепровская) Украина. Примерно тоже говорят о разделении белорусов.


на фото справа: одежда знатного вельможи и знатной дамы. Современная реконструкция.
Рядом автор сайта. Приятно "прислониться" к истории.
Такие или похожие дорогие наряды носила знать времён ВКЛ.
Это к вопросу о разных культурах внутри одного народа.
Белоруссия, Несвиж. Этнографический музей.
июль 2006 г.



4) Необходимо отметить одновременное существование трёх культуры внутри одного народа: культура элиты, городская культура и сельская культура. И очень часто это слишком разные миры, разные культуры.

5) Следующий важный пласт культуры - сосуществование христианства и остатков языческих верований.

6) В это же время мы видим проникновение через Литву и Польшу, особенно это касается городов, элементов европейской культуры. Проникновение европейской культуры шло как в светской её части - в городах, особенно такое проникновение навязывалось местной элите, так и в связи с насаждением католичества на территории ВКЛ. Где-то такое проникновение шло естественным путём, через расширение экономических, культурных связей, заключении совместных браков, а где-то откровенно навязывалось новыми хозяевами.
В научной литературе по истории Московской Руси мне многократно встречаются высказывания историков, особенно так называемых "евразийцев", об ордынских традициях, проникших в великорусскую культуру. Иногда ставится вопрос и о генетическом смешении русских с тюрками и финно-угорами. Об этом влиянии мы поговорим на страницах, посвящённых Московской Руси.
На эту тему сегодня очень любят порассуждать представители украинских националистов, банально сводя вопрос к некоей неполноценности "этнически нечистых" русских-великороссов по отношению к "генетически чистым" славянам-украинцам.
Судя по всему, ордынцы практически не повлияли на "культурную среду" будущих украинцев и белорусов. Считать ли явно навязанные поляками и литовцами отдельные элементы культуры, отдельные традиции, признаком "неполноценности", или наоборот, признаком "сверхчеловечности" современного украинца (националиста) - глубокий философский вопрос современности.

Вот некоторые общие рассуждения на тему "Культура ВКЛ". Более подробно разные стороны этого явления мы будем рассматривать на отдельных страничках моего сайта, по мере накопления материала.

На страницах этого сайта "Путешествия МСК" и "Путешествия ВКЛ" я начал размещение отдельных подробных фотопутешествий по музеям России, Украины, Белоруссии и Европы. Посетив музеи вы так же приобщитесь к культуре наших предков, и не только наших.
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, Путешествия ВКЛ».
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, путешествия МСК».


В заключении несколько интернет-адресов музеев Украины:

«Національний заповідник "Давній Галич"»

«Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний»»