/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


К



ультура, культурное наследие Московской Руси 1240-1500-х годов одна из интересных тем в целом хорошо изложенная в книгах и доступная в значительном количестве в интернете. Сегодня в хороших магазинах (в Москве), специализированных киосках при музеях, в интернет-магазинах можно купить много разных книг, посвящённых древнеруской культуре. От скромных по качеству и цене, до великолепных по качеству и дорогих по цене. Другой вопрос, что обычно это специализированные издания на узкую тему. Грубо говоря, какой музей что показывает, на ту тему книги и продаёт. Я пытался найти иллюстрированную энциклопедию, просто книгу, сборники статей, монографии рассматривающие культурное наследие Московской Руси в комплексе, но пока ничего интересного найти не удалось.
Попробую собрать в одном сайте весь интересный материал по периоду 1240-1500-е годы. Причём постараюсь показывать, именно показывать читателю малоизвестные и мало упоминаемые в литературе и в интернете древнеруские произведения искусства, наследие древнеруской культуры. Ссылки на мои странички вы видите в заголовке.

Чтобы понимать исторический путь развития руской культуры, мне так кажется, мы должны говорить не только о том, чего мы достигли, но в первую очередь о том, с чего мы начинали.



Давайте договоримся, что считать "культурой", что именно я буду размещать на страницах моего интернет-сайта ? Под понятием "культура" я буду понимать ВСЁ, что создано человеком: религия, как результат интеллектуальной деятельности человека, книги, архитектурные сооружения, одежда, живопись, украшения и орудия производства, способы ведения хозяйства и т.д. Например, еда, обычная повседневная еда. В узком смысле, это набор тех или иных продуктов, которые человек ест, чтобы не умереть от голода. Но в широком смысле еда - это часть мира, в котором живёт человек, часть его культуры, образа жизни. Сегодня еда в массовых количествах готовится индустриальными методами и мы покупаем готовые продукты совершенно не понимая, где и как всё это готовится. Когда-то давно всё было совершенно иначе. Предлагаю вам посмотреть интересную передачу о том, что ели и как жили люди раннего средневековья в Европе. В значительное мере так жили и руские люди этого времени. «История еды. ч.1. Раннее средневековье Европы»
Или, например, средневековая руская живопись - иконы, фрески, создавались за редким исключением на религиозные сюжеты. Но всё это произведения искусства и именно так я буду их рассматривать. Даже в привычных нам руских иконах всегда можно найти неожиданные и очень нежные сюжеты: волшебные (индийские ) сады или нежность Богородицы. Или дошедшие до нас вещи, сделанные руками руских людей, Пелена.




на фото слева: Богоматерь Одигитрия. Резьба по дереву.
Конец XV - первая половина XVI вв. Из Никольского Клобуковского монастыря. г.Кашин.
Как я понимаю, это одно из немногих сохранившихся произведений искусства, вырезанных из дерева.
Москва, "Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева".
январь 2013 г.
Фотография в большом увеличении.





Прежде всего скажу в общих словах о культурном пространстве на территории Московской Руси (Ростово-Суздальская земля, Новгородская земля и Муромо-Рязанская земля), как оно формировалось, развивалось. Попробуем перечислить эти особенности:

Славяне, заселившие пространства Московской Руси относительно недавно вышли из родо-племенного строя. Это ещё очень молодое классовое общество и не просто молодое, а в основном патриархальное сельское общество. Руские города в своей основной массе небольшие административные центры. Даже Великий Новгород, Псков, и Москва (к 1500 годам) не столько культурные, сколько, военно-административные центры.
Разумеется, нельзя говорить о "некультурности" руского общества, просто это ещё во многом архаическая культура, связанная с непосредственной тяжёлой повседневной жизнью, часто просто выживанием. У руского общества, в силу тяжёлых условий жизни, нет лишнего прибавочного продукта, а значит не может появиться относительно большое количество людей, занимающихся исключительно тем, что мы называем "высокой культурой". Людей, которых общество может содержать за свой счёт.

В тяжёлых условиях бесперывных войн у правящей элиты, в широком смысле этого слова, ещё не сформировались устойчивые потребности для потребления дорогих, роскошных предметов культуры. Драгоценные сосуды и другие предметы из золота, серебра, книги, иконы являются утилитарными предметами быта, средством накопления богатств (банков ведь не было), средством оплаты за выполнения услуг, предметами культа в отдельных и очень богатых церквах, монастырях. Есть такая мудрость "роскошь - бесмыссленна сама по себе". Именно потому она и роскошь, что её делают не в утилитарных целях, а "для престижа". Мы с вами хорошо видим, что руское общество, за исключением Великого московского князя и отдельных людей ещё не может позволить себе иметь роскошные вещи. Но высокая, абстрактная культура, не связанная с повседневными заботами так же не может появиться в таких условиях. Нет заказчиков.

Грамотность, книжное дело сосредоточены в монастырях. Отдельно отметим, это минимальные знания, необходимые для чтения религиозных книг и проведения богослужений. Но даже в позднее время постоянно звучит мысль об огромном количестве неграмотных монахов.

Пожалуй, только в одном виде культурной жизни мы видим расцвет и становление своей национальной школы - руская иконопись.

Никакой религиозной философской дискуссии мы не видим. Есть духовные лидеры - Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий и т.д., но нет самобытных руских религиозных мыслителей. Время им ещё не пришло. Только во времена Ивана III можно с определённой степенью уверенности говорить о появлении действительно руских, местного происхождения теоретиков руской религиозной жизни.

Светской литературы практически нет. Пожалуй, только Задонщина, но это ещё во многом подражание древнему великому рускому произведению "Слово о полку Игореве".

Следующий важный пласт культуры - сосуществование христианства и остатков языческих верований. Специалисты утверждают, что язычество имело глубокие корни в русской деревне ещё в XIX веке. Что уж там говорить о далёких веках древнеруской истории. От принятия Христианства в конце 1000 годов Русь ещё не стала христианской цивилизацией. Одной из причин, как мне кажется, является различие в общем цивилизационном развитии христианской Европы и Руси. В то время мы ещё молодая патриархальная и во многом сельская цивилизация, а потому просто не можем понять интеллектуальных достижений высокоразвитой городской европейской (христианской) цивилизации.

Московская Русь находится на самом краю европейской цивилизации, поэтому нет культурного обмена. Иван III приглашает иностранцев, но с сугубо утилитарными целями - строительство крепостных стен, новой "государственной" церкви, изготовление оружия и т.д.
Ростово-Суздальская и Рязанская земли, став составной частью Орды, на столетия отгородились от Европы. Даже строительство Кремля и некоторых зданий в Москве итальянскими зодчими не изменило самой сути самоизоляции, а только украсило фасад столицы.

Ордынское нашествие 1237-1240-х годов, последующие карательные акции, а так же междоусобные войны руских князей, чего у там скрывать, в значительной мере разрушили тонкий слой городской цивилизацию Ростово-Суздальской и Рязанской земли.

Примерно к 1500 годам установилась достаточно жёсткая территориальная и культурная граница между двумя частями бывшей Киевской Руси. Такое разделение показано в моём сайте через два блока "Великое княжество Литовское" и "Московская Русь". Развитие экономической, политической и культурной жизни пошло здесь разными "историческими дорогами". Я думаю, что историческое, культурное разделение хорошо видное сегодня, например, в существовании трёх разных народов: русских, украинцев и белорусов; трёх языков: русского, украинского и белорусского. Разных менталитетов у русских, украинцев и белорусов.
Историки отмечают о разделении древнеруских земель ещё в домонгольский период. В нашем случае раздробленность на территории будущей Московской Руси была отягчена иноземным гнётом ордынцев.

Местные культурные традиции. После нашествия монголо-татар жизнь на многих территориях была нарушена, но не прекратилась. В Новгородской земле (в том числе выделившейся из её состава Псковской земле) ордынцы практически не появлялись, а только регулярно брали дань. Ордынцы, насколько мне известно из литературы, прямо или косвенно не навязывали свои традиции, свою религию. Иначе говоря, мы можем говорить о непрерывности культурных традиций на территории Московской Руси на протяжении многих столетий.

Киевская Русь была в целом единым культурным пространством, связанным общей религией, языком, общим экономическим рынком. Но этническую основу древнеруского государства составили разные славянские и не только славянские племена, со своими индивидуальными различиями, со своими особенностями. Сохранились ли различия, эти местные особенности в условиях феодальной раздробленности, в условиях средневековой замкнутости ? Можно ли говорить о (культурной) непохожести новгородцев и москвичей, москвичей и рязанцев, рязанцев и тверичей ? А если можно, то в чём различия ? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Необходимо отметить одновременное существование трёх культуры внутри одного народа: культура элиты, городская культура и сельская культура. И очень часто это слишком разные миры, разные культуры.




на фото справа: икона "Илья Пророк в пустыне"
2-я половина XVI в. Русский Север. (Белозерье ?)
К сожалению, без специальной технической съёмки невозможно передать яркий, радостный цвет красок на иконе.
Как лаконично, через чёрный, цвет передаётся одиночество пророка.
Я бы сказал импрессионизм XVI века, да простят меня специалисты искусствоведы.
Москва, "Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева".
январь 2013 г.
Фотография в большом увеличении.





Форпостом Московской Руси на Северо-Западе были тогда ещё независимые Новгородская и Псковская республики. Новгородские и псковские купцы торговали с прибалтийскими и поволжскими купцами. В самом Новгороде и Пскове существовали торговые представительства немецких городов - Ганзейского союза. Но вот насколько широко проникла в Новгородскую и Псковскую земли европейская культура ?

В научной литературе по истории Московской Руси мне встречаются сведения об ордынских традициях, проникших в великорусскую культуру. Думаю, что в отдельной главе мы рассмотрим вопрос ордынского наследия.

Вот некоторые общие рассуждения на тему "Культура Московской Руси". Более подробно разные стороны этого явления мы будем рассматривать на отдельных страничках моего сайта, по мере накопления материала.

На страницах этого сайта "Путешествия МСК" и "Путешествия ВКЛ" я начал размещение отдельных подробных фотопутешествий по музеям России, Украины, Белоруссии и Европы. Посетив музеи вы также приобщитесь к культуре наших предков, и не только наших.
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, Путешествия ВКЛ».
«ДРЕВНЕРУСКИЕ ЗЕМЛИ. СУДЬБА, путешествия МСК».

Некоторые интернет-ресурсы, посвящённые теме: "Культура".

«Живопись Древней Твери».

«История русского летописания XI-XV вв.»

«Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры».

«Полное собрание русских летописей»

«Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН»

«Рукописные памятники Древней Руси».

«Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник».

Для более подробного знакомства с доступной сегодня информацией, смотрите мою главу:
ИНТЕРНЕТ.