/земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


О



рдынская политика на территории Северо-Восточной Руси, так я решил назвать эту главу.
Не вижу смысла расширять тему, включая сюда (в широком смысле) Западную Русь. Западная Русь раньше освободилась от ордынского ига, но ценой за такое освобождения было поглощение территорий новыми хозяевами.
Кроме того, у меня нет работ историков, посвящённых монгольской политике на территории Западной Руси. Могу только выразить свою уверенность, что на территории Западной Руси ордынская политика особо и не отличалась от политики на территории (в широком смысле) Восточной Руси.
Как и в любой многонациональной империи, а Орда была специфической (я бы сказал степной, кочевой) империей своего времени, политика метрополии по управлению провинциями имеет несколько составляющих. Эту главу я написал не для того, чтобы воспевать империи, а для, так сказать, "типового" сравнения.
Давайте перечислим некоторые "типовые" имперские черты:
Первая составляющая - политика "кнута и пряника": террор непокорным и разные формы сотрудничества с лояльными.
Вторая административная составляющая вытекает из первой, но жёстко не связана с ней. Она распространяется на лояльное население провинции и выражена в лаконичной формуле - "разделяй и властвуй".
Третья составляющая чисто экономическая. Провинции служат источником сырья, дешёвых рабочих рук, финансовым кошельком. В этом случае мы знаем о развитии промышленные производства в провинции. Такое развитие бывает однобоким, но оно всё же есть.
Для нас здесь важно вот ещё что: чтобы экономические меры работали, имперские власти создают единый экономический рынок на территории всей империи, т.е. втягивают провинцию в единое имперское экономическое пространство, развивая таким образом не только экономику провинции.
Четвёртая составляющая, но не обязательная - поставка военнослужащих в имперские войска.
Пятая составляющая - культурное развитие, культурная ассимилирование провинции. Обычно, это связано с необходимостью привязать к себе часть местного населения, а так же помочь своим соотечественникам, переселившимся в провинцию не так остро чувствовать отрыв от метрополии. Как я заметил выше, единое экономическое пространство империи неизбежно создаёт некое единое культурное пространство со всеми его плюсами и минусами.

Вот основные принципы взаимоотношения метрополии и провинции.
В городском музее немецкого города Майнц, посвящённого Римскому наследию на территории Германии, в переводе на русский музей называется "Центральный римско-германский музей", в одном из залов я увидел на стене гигантскую экономическую карту Римской империи. Жаль, в музее нельзя фотографировать, обязательно показал бы вам. Я впервые НАГЛЯДНО увидел, что такое империя вообще и что такое совершенно конкретное понятие - Римская империя. Очень наглядно, очень поучительно.
Есть в этой имперской мощи своя красота, своя логика.
Вот интернет-адрес музея: «Romisch-Germanisches Zentralmuseum» .

Вы можете сами применить эти принципы к отношениям Метрополия/Орда-Провинция/Русь.

Я выскажу несколько своих наблюдений на эту тему.
Если говорить очень коротко, то политика Метрополии/Орды в отношении Провинции/Русь определялась банальным и грубым требованием - деньги и покорность. Вся политика Орды строилась исходя из этого принципа.

ТЕРРОР.
Пожалуй, это единственное, что объединило ордынцев с другими европейскими империями, с которыми я сравниваю Орду в этой главе.
Любое сопротивление руских людей встречало немедленное жестокое действие ордынцев. Нет необходимости перечислять многочисленные карательные акции, которые пережила Русь за годы ордынского ига. Наряду с "обычными", русичам известны многочисленные случаи физическое уничтожение непокорных князей, бояр. Разумеется, за смертью некоторых руских князей явно видны следы междоусобицы внутри самих же руских, но мы не должны преувеличивать подобные факты. Главное что здесь было - ордынская политика устрашения.
Давайте ещё раз перечитаем сообщения современников, которые очень хорошо показывают нам страх руской элиты, выработанный под многовековым террором Орды:
Михалон Литвин так описал приём татарского посла: «Прежде москвитяне были в таком рабстве у заволжских татар, что князь их наряду с прочим раболепием выходил навстречу любому послу императора [ордынского хана - В.Замятин] и ежегодно приходящему в Московию сборщику налогов за стены города и, взяв его коня под уздцы, пеший отводил всадника ко двору. И посол сидел на княжеском троне, а он сам коленопреклоненно слушал послов». Думаю, так же в своё время поступали руские князья в Киевской земле, в Галицко-Волынской земле.
Ещё одно наблюдение мы можем прочитать у С.Герберштейна. Обратите внимание, что описывает он время правления Ивана III, скинувшего ордынское иго: «Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться татарам. Когда прибывали татарские послы, он выходил к ним за город навстречу и стоя выслушивал их сидячих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба татар, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии татар больным».

КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ.
Что касается пункта о культурном развитии, культурной ассимиляции. Если мы посмотрим на известные нам европейские империи, начиная от Римской, заканчивая Российской, то увидим яркое наследие, оставленное угасшими империями в своих провинциях. Орда, если мы рассматриваем Русь как часть ордынской империи, не оставила здесь ничего. Нет вообще предмета для обсуждения. Какое культурное наследие могла оставить степная цивилизация, стоящая в своём развитие ниже чем молодая городская цивилизация Руси ?
Некоторые представители так называемых евразийцев пытаются рассказать нам о некоем наследии Орды. Наследие Орды, если считать его наследием, очень узкое и весьма специфичное: тактика ведения войны, возможно элементы вооружения, отдельные слова в русском языке, организация сбора дани, в том числе таможенных платежей, руские знатные фамилии, имеющих ордынские корни.
- тактика ведения боя весьма специфическое, ограниченное по времени и месту влияние степняков. В столкновении с европейскими армия подобная тактика была просто непременима.
- элементы вооружения ?
- слова в русском языке настолько незначительны по влиянию, что нет смысла их рассматривать. Не будем же мы совершенно серьёзно сравнивать влияния тюркских слов на современный русский язык, с влиянием латинского языка на современные языки европейских народов от Румынии до Испании, а уж тем более влияния европейского языка на русский.
- русские знатные фамилии, имеющие ордынские корни во многом миф, созданный в то время. В античном мире многие влиятельные семьи числили своё происхождение от полубогов. На Руси в то далёкое время таким же методом поступали представители семей, получивших власть и влияние. Только вместо античных героев полубогов они "вели свой род" от знатных ордынцев. Многие деятели русской культуры, в крови которых действительно была тюркская кровь, прославились как представители именно русской культуры. Они были воспитаны русским обществом, русской культурой и гены здесь имеют последнее значение.
Ещё одно как бы культурное наследие, якобы пришедшее из Орды - сложный восточный этикет, традиции руских князей, великих князей, а затем и царей. Возможно, действительно в русскую элиту проникли элементы ордынского этикета, но я думаю, что влияние византийского наследства на Ивана III и затем его детей через его жену, других приехавших в Россию греков имело не меньшее, а большее значение. Не будем забывать, что еще с 900-х годов руская элита имела многочисленные связи с имперской элитой Константинопля, которые не прекращались даже в годы ордынского ига, так что сложные дворцовые этикеты могли иметь византийские корни. Чем больше руские князья поднимались над обществом, тем более они могли позволить "византийское" отношение к своим подданным.
Я уже не говорю о том, что Русь никогда не говорила на языке Орды, никогда не знала ордынского религиозного и культурного влияния. А ведь это очень важный фактор. Сравните, например, историю чехов и словенцев, живших в Австро-Венгерской империи.

Отдельной строкой хотелось бы отметить строительство новых городов на территории колоний. Подобный процесс на территории Европы следует вести ещё со времён великой греческой цивилизации, но мы рассмотрим только европейские империи на территории Европы.
Многие современные европейские города возникли на месте римских поселений. Знаменитая и красивая историческая Прага была построена вовсе не чехами, а их хозяевами - австрийцами. Тоже можно сказать о Мариборе и Любляне у словенцев. Насколько я понимаю, красавец Будапешт в своей исторической части так же во многом обязан австрийцам. Русская империя построила множество новых городов на пустынных территориях своих провинций.
Когда Римская империя угасла, многие поколения людей пользовались инфраструктурой, созданной римскими инженерами в провинции.
После распада Австро-Венгрии по результатам 1МВ, на территории Чехии остался промышленный район с передовой на то время индустрией. Эта имперская индустриальная мощь помогла Чехословакии стать передовой промышленной державой Европы.
А что построили ордынцы на исторической территории Руси ? НИ-ЧЕ-ГО. Даже столичный центр Орды Сарай - город, созданный ордынцами, исчез в небытие вместе с Ордой.

Руские летописи, говоря об отъезде князей к ордынцам, употребляют формулу "выехал в Орду". Ровно так же летописцы описывают обратную ситуацию "вернулся из Орды". Обратите внимание - не "в Сарай" или "из Сарая", можно сказать столичного, главного ордынского города, а именно "в Орду"/"из Орды". По моему мнению, эта устойчивая формулировка говорит о том, что руские люди, а Русь, напомню, городская цивилизация, не связывали города, городскую жизнь и ордынское общество.

Существует мнение, что ордынцы навязали руским этикет поклонения князьям, власти вообще. Однако давайте вспомним, что задолго до появления Орды руские познакомились с пышным восточно-римским ("византийским") имперским этикетом. Считается установленным фактом посещение рускими Восточной Римский империи (Византии) ещё в 840-е годы. Первый договор Руси и Византии подписан в 911 году (договор 907 года вызывает сомнения). Летописи рассказывают нам о поездки княжны Ольги в Константинополь в 955 и 957 года, где она и её окружение наглядно видели пышный имперский восточно-римский этикет.
У меня нет сомнений, что руские князья пытались навязать рускому обществу отдельные элементы подобного этикета. Другой вопрос, насколько подобные имперские этикеты позволяло навязать князьям домонгольское руское общество.
Давайте вспомним, что с момента своего основания руская православная церковь, говоря простым языком, была филиалом имперской православной церкви и в этом смысле традиции почитания императора (константинопольской) православной церковью в той или иной форме приносились на Русь. Даже в годы ордынского владычества, связь православных церквей продолжала существовать на деле.
Ну а женитьба Ивана III на Софье Палеолог в 1472 году прямо свидетельствует о легитимизации пышных восточно-римских имперских традиций в Московском княжестве.

Любопытная деталь. За 250 лет господства непосредственно ордынские высшие руководители только трижды вступали на землю Северо-Восточной Руси:
зима 1237-1238 — в русской исторической памяти такое "посещение" названо "нашествие Батыя", с тотальным ограблением, уничтожением и пленением огромного количества руских людей;
лето-осень 1382 - "нашествие Тохтамыша" с грабежами, пленением огромного количества руских людей и тотальным уничтожение москвичей;
лето-осень 1408 - "нашествие Едигея" с теми же последствиями, как и налёт Тохтамыша, за исключением судьбы москвичей. Наученные горьким опытом москвичи не стали открывать ворота ордынцам.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА
Принудительная поставка руских людей в армию Орды имели краткосрочные временные пределы. Вероятно, до начала 1300-х годов. Судя по имеющимся сведениям, руские люди, переселённые в Китай, домой не вернулись. Военные походы руских князей в составе ордынских войск были разовыми. Точно известно о походе ростовских князей вместе со своими дружинами и, вероятно, частично городским ополчением в 1278 году. Затем централизованного набора в имперские войска не проводилось, но отдельные руские "пассионарии" за вознаграждение могли вливаться в ряды ордынской армии. Такие процессы вполне естественны.
После распада империи на независимые улусы, Орда не использовала в широких масштабах военный потенциал руских земель. Таким образом, участие руских людей в военных операциях Орды не имело особого значения для собственно Руси в смысле обучения, копировании и т.д.

РАЗДЕЛЯЙ.
Территория Ростово-Суздальской земли была разделена в соответствии со сложившейся к началу нашествия ситуацией:
Ростово-Суздальская земля в начале XIII в.

Ростовская земля платила дань отдельно. Здесь же, в Ростове, был свой главный баскак. Ордынская администрация предприняла ряд мер, о которых написал А.Н.Насонов в своей книге "Монголы и Русь":
размещение ордынские отряды вокруг Ростова;
особая политика по привязыванию руских князей (и бояр) к ордынской администрации, в том числе через женитьбу руских князей на ордынских царевнах. Ростовские князья со своими ордынскими жёнами подолгу жили в Орде, что должно было, по мнению ордынцев, сделать руских князей своими;
поддержка ордынцев, переселившихся в Ростов;
подавление вечевых порядков Ростова.

Владимирская земля платила дань отдельно. Здесь так же был свой баскак, но жил он, похоже, не только во Владимире, а и в столице княжества, чей князь исполнял обязанности Великого князя Владимирского. Ордынскую дань собирал Великий князь Владимирский, он же отвечал за общий порядок со стороны руских князей. На Великого князя Владимирского была возложена обязанность собирать дань с Новгородской земли. Мы знаем о жёстких действиях Александра Невского во время проведения ордынской переписи в Новгороде. Нет сомнений, что Владимирские князья затем и собирали расписанную на Новгородскую землю дань.
Домонгольский термин Великий князь Владимирский не должен вводить нас в заблуждение. После разгрома Владимира эта должность не была связана непосредственно с Владимиром. Если говорить простым языком, Великий князь Владимирский после 1240-х годов - порученец (смотрящий) Орды по сбору дани и контролем за рускими подданными.
В случаях неповиновения Орде, дружины исполняющего обязанности Великого князя Владимирского совместно с ордынскими отрядами "наводили порядок" на непокорной территории.
Здесь политика ордынцев заключалась в поощрении существующей раздробленности Владимирской земли. Если внутренняя борьба между князьями и городами не затрагивала основ ордынского порядка, Орда особо и не вмешивалсь в столкновения разумно считая, что подобные военные действия ослабляют руских.
См.ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ ВЛАДИМИРСКИЕ
Первоначальная ставка Орды была сделано на маленькое удельное княжество Тверь. В это время, я думаю, по мнению ордынцев тверской князь был наиболее адекватен для выполнения возложенных на него обязанностей.
После разгрома антиордынского восстания в Твери (1327 год), несмотря на активное участие в карательной акции москвичей на Владимирское княжение был поставлен Суздальский князь Александр Васильевич, вероятно, как наименее сильный из князей.
Исходя из своих соображений, ордынцы всё же сделали ставку на Москву. Мы знаем о браке московского князя с ордынской принцессой, но подобная политика "привязывания" в отношении московских князей не получила распространения.
После усиления Москвы Орда создало новое княжество - Суздальско-Нижегородское. Вероятно, в середине 1360-х годов.
Таким образом, после середины 1360-х годов на территории Великого княжества Владимирского стало существовать три независимых великих княжества: Владимирское, а по факту Московское, Тверское и Суздальско-Нижегородское. Каждое Великое княжество платило дань в Орду самостоятельно и самостоятельно же вело ордынскую политику.
Кроме того, ордынцы поддерживали самостоятельность Рязанского княжество, которое к этому времени также титуловалось Великим. Историки отметили длительный период подчинения Рязани Москвой. Я думаю, одна из причин такой неспешности - как раз опасения московских князей бурной реакции ордынцев. А может, из Орды были прямые предостережения, просто документов не сохранилось.
Существовал и Великий Новгород, независимая Новгородская земля. В научной литературе я не встречал информации по этому вопросу, но уверен, что ордынцы не позволяли низовским князьям как-либо ограничить независимость Новгорода.
Думаю, хотя здесь я так же не нашёл научной литературы, такая же политика проводилась и по отношению к независимости Псковской земли. Пока была возможность, Орда не позволяла низовским князьям ликвидировать независимую Псковскую республику.
Новгородская земля, в том числе и выделившаяся впоследствии Псковская земля, платили дань отдельно. Но здесь ордынские отряды практически не присутствовали. Новгородцы умели вовремя найти нужные деньги и в отличие от Ростова открытых восстаний против Орды не поднимали. Думаю, сказалась и отдалённость Новгородской земли от Орды. Если и страдали новгородцы, то от действий своих, "низовских" князей.

Рязанская земля платила дань отдельно. Здесь был свой баскак. Вероятно, политика Орды в целом была аналогичной политике во Владимирском Великом княжестве.

Для полноты картины следует отдельно отметить, что после возвышения Москвы рязанские, тверские и суздальско-нижегородские князья так же не были в восторге от усиления Москвы и здесь политика орынцев имела свою естественную поддержку. Тверь, в борьбе с Москвой, опиралась на поддержку Западной Руси - ВКЛ.

Одним из рычагов давления на рускую элиту был институт заложников. В 1382 году, после уничтожения Тохтамышем Москвы, сыновья всех руских Великих князей были отправлены в Орду. Известна история сына Дмитрия "Донского" - Василия Дмитриевича, осенью 1382 года выехавшего в Орду и бежавшему из неё только в 1386 году.

Насколько эффективной оказалась подобные действия Орды - вопрос непростой. Нельзя преуменьшать мощь Орды даже во времена её общего ослабления. Хочу напомнить о событиях начала 1400-х годов:
1408— (вероятно) 21 ноября взяв откуп в 3000 рублей войска Едигея разорив окрестности и с огромным полоном ушли, не сумев взять Москву.
1431 — 15 августа (Успение Богородицы) московский князь Василий II выехал в Орду, чтобы решать династические вопросы с Юрием Звенигородским.
1432 — 29 июня Василий II вернулся из Орды победителем в династическом споре.
1451 — 30 июня Василий II с сыновьями и женой покинули Москву, ожидая нападения татар. Москвичи готовятся к осаде.
1451 — 2 июля, в пятницу, под стенами Москвы появились татары ногайского царевича Мазовши. Москвичи отбили штурм. Татары сожгли посады, а ночью неожиданно ушли от Москвы.
1451 — 8 июля Василий II вернулся в Москву. Погорельцам была обещана помощь а всей московской знати устроили пир.

Даже объединив силы значительной части Северо-Восточной Руси, в конце 1470-х годов, Иван III долго колебался, надо ли ему вступать в военное противостояние с одним из осколков Орды, или пойти на соглашение, т.е. платить дань.

ВЛАСТВУЙ.
Выдача ярлыков на княжение - яркий символ господства Орды над Русью. Руские князья могли княжить у себя в доме только с разрешения ордынского хана. Даже в 1432 году московский князь решал свой спор за право княжения в Орде.
Ордынцы длительное время запрещали восстанавливать защитные стены Владимира. Здесь присутствовал не только элемент опасения возможного сопротивления Владимира, но и явный символ господства Орды.
Ордынцы длительное время запрещали строительство каменных городских стен. Для Новгорода и Пскова были сделаны исключения. Я думаю, строительство каменных городских стен новгородцы и псковичи объяснили необходимостью противостоять новообразованным Прибалтийским государствам. Примерно так же должна была объяснить Орде необходимость строительства каменных стен Москва, только здесь противником была названа Западная Русь - ВКЛ. И действительно, западноруские войска подходили к стенам Москвы.

Изъятие средств.
Как я уже говорил, ордынцев на Руси интересовали наличные деньги. Деньги, деньги и ещё раз деньги. Захват в плен руских людей, как способ заработать деньги на их продаже в рабство, ордынцы осуществляли сами, во время своих набегов и карательных походов на Русь.
Таким образом, ордынцы не создавали на территории Руси производств для добычи и переработки сырья, изготовления готовых товаров ввиду их образа жизни.
Ордынцы не строили и не способствовали строительству на территории Руси новых городов, промышленной инфраструктуры. Экономика Руси интересовала их только в виде наличности, которую руские князья должны были регулярно привозить в Орду.
Налоговая система, ранее неизвестная Руси, была создана ордынцами для сбора денег.
Грубо говоря, Русь для Орды была большим сундуком, в который она время от времени запускала свою руку. Если денег было мало, то надо было как можно крепче потрясти сундук. Не более того
Точные размеры ордынской дани сегодня не известны. В литературе встречаются различные и зачастую весьма противоречивые данные. Но лично для меня нет сомнений, что Орда изымала из руской экономики громадные для Руси ресурсы. А если учитывать общую неблагоприятную природно-экономическую среду, общее невысокое экономическое развитие Северо-Восточной руской территории, ордынская дань разоряла экономику Северо-Восточной Руси.
Хочу напомнить, что наряду с регулярными выплатами ордынцы требовали разовые чрезвычайные выплаты. "Мирные" ордынские посольства, военные набеги ордынцев и увод в плен людей были не менее разорительными для руских территорий.

ЦЕРКОВЬ.
Политика ордынской администрации в отношении Руской церкви не отличалась от такой же политики на других территориях. Руская церковь получила от Орды различные льготы, но не просто так. Церковь обязали вести среди своих прихожан "разъяснительную работу", оправдывавшую факт чужеземного господства. Такая деятельность должна была быть публичной - публичные проповеди и т.д. Думаю, по мере возможностей ордынская администрация следила за деятельностью Руской церкви.
Разумеется, ярлыки не спасали священнослужителей и отдельные здания во время эксцессов, связанных с ордынскими карательными акциями против руских.

ГОСУДАРСТВО.
Это моя личная точка зрения: я считаю, что ордынское государство по своей сути было сложным вождеством, или суперсоюзом племён во главе с военным вождём. Да, ордынцы умели использовать китайских инженеров и среднеазиатских купцов, но от этого их общество и политическая система не изменили своей сути. Таким образом, Орда - это ещё догосударственная система власти степного, кочевого общества.
К этому времени, когда установилось ордынское иго, городская Русь уже прошла "вождеский" этап исторического развития. Мы видим процес формирование государства городского общества: от городов-государств к монархической военно-служилой государственности. Иначе говоря, руское общество стояло выше в своём социальном развитии, чем ордынское.
Если вы читали замечательную книгу Я.Гашека "Приключение бравого солдата Швейка", то вспомните, что представляло из себя чешское общество не только в бытовом плане, но и в смысле государственности: австрийский (немецкий) язык является государственным, все высшие и не только высшие должности занимают австрийцы. В армии чехи могли дослужиться до средних чинов. Полиция на средних и высших должностях также состояла из австрийских чиновников. Бизнес, официальная культура в значительной части австрийская. Примерно то же, как я понимаю, было на территории Словении. Вот почему словенцы и чехи переняли так много от австрийцев.
Ничего подобного не было в Северо-Восточной Руси.
Таким образом, городская, более развитая в социально-политическом плане Северо-Восточная Русь не могла перенять от степной, стоящей на более низкой стадии социально-политического развития Орды государственности, в том числе связанных с этим традиций.

ОРДЫНСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Но есть ли хоть что-то такое, что можно назвать ордынским наследством ?
Думаю, есть один важный аспект нашей истории, который имеет свои корни во время ордынского господства над Северо-Восточной Русью.
В 1310 годах, считает Г.В.Вернадский, ордынская администрация в руских землях была ликвидирована, а всё правление передано в руки местных руских князей, под жёстким контролем Орды.
По моему мнению, передача ордынцами основных функций административного управления и особенно сбора ордынского выхода в руки руских князей имело одно далеко идущее последствие: не контролируемая городскими общинами, поддерживаемая ордынцами княжеская (монархическая) система власти получила неограниченные полномочия на своей территории. Правы историки, которые считают, что главное наследие ордынского ига - деформация древнеруского общества на территории Северо-Востока Руси в сторону усиления монархической, княжеской власти.

ПРИЛОЖЕНИЕ.


В одной из передач, посвящённой руской армии того времени, поднимаются общие вопросы взаимоотношения Русь-Орда, которые я затронул в этой главе. Олег Двуреченский иначе описывает отдельные важные этапы взаимоотношений. Тем лучше, вы сами можете послушать специалиста и сделать свои выводы.
Радиостанция "Говорит Москва", цикл передач "Родина слонов":
Ориентализация руской армии»

Ещё один важный вопрос - Куликовская битва так же был затронут в одной из ранних передач с участием Олега Двуреченского:
Донское побоище»