/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


Р



уская икона один из важных элементов духовной жизни средневекового руского человека. Я решил составить эту страничку из моих личных посещений музеев, прямо или косвенно имеющих отношение к руской школе иконописи.
Хочу сразу предупредить, я человек не религиозный, для меня Руская икона такое же произведение средневековой руской живописи, как картины средневековых европейских художников с религиозными сюжетами.
Могу ещё добавить, что чем больше я изучаю руские иконы, тем больше они притягивают, завораживают меня своей красотой и внутренней силой.
Предлагаю вам самим посмотреть произведения почти всегда неизвестных руских мастеров.

Но прежде всего важное предварительное замечание. Как НЕ специалист в это вопросе, хочу изложить некоторые собственные наблюдения:

В техническом исполнении известная нам средневековая икона, я думаю, не была изобретением средневековых мастеров.
Если вы изучали историю античного мира, то знаете, что картины рисовали и в дохристианском, греко-римском мире.
Знаменитый римлянин Луций Лициний Лукулл, по описаниям античных писателей, слыл не только знатоком "высокой кухни" того времени, но и ценителем и собирателем "картин".
Вот только какими были "картины" античного времени в техническом исполнении ? Насколько я понял, в античности "картины" рисовали на деревянных досках и по виду они напоминали современные иконы.
Сегодня мы можем увидеть дошедшие до нас античные картины. Картины, которые вы сейчас увидите, носили несколько специфический характер, но нам интересна именно техническая сторона. Давайте посмотрим коллекцию из замечательного московского музея:
Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Античные картины .
Если это так, а я уверен, что это так, в техническом исполнении средневековая и современная христианская икона - античная картина, только на религиозную тему.
Материал и технологии других видов изобразительного искусства - фрески, роспись керамики и т.д. я не затрагиваю.
Но замечу, в техническом исполнении христианская фреска совершенно точно берёт своё начало в античности. Когда-нибудь я посвящу этому отдельную главу, с фотографиями.

В период между ранним и классическим средневековьем в изобразительном искусстве прошла техническая революция: деревянные доски заменили на холст. Почти наверняка изменился и состав красок, грунтов, тут я не специалист.
Что касается художников, то изменились сюжеты картин - от религиозных сюжетов художники, выполняя волю заказчиков, стали рисовать картины на светские темы.
В западноевропейских музеях я много раз встречался с картинами "переходного периода" - "от икон к картинам". Подобный стиль называют "примитивизмом". В наши дни также существует направление в изобразительном искусстве, называемое "примитивизмом" - но это совпадение названий. Перед осмотром руских икон, мне хочется показать вам картины первых художников - примитивистов. Строго говоря, это уже не иконы, но ещё не привычные нам картины. Мы видим процесс зарождения нового вида художественного искусства - появляются привычные нам картины. К сожалению, не везде можно фотографировать, поэтому я сделал только небольшую подборку.

Наиболее полную коллекцию фотографий подобных картин я сделал в Испании в марте-апреле 2015 года. Полный обзор картин вы найдёте на моей странице "Путешествия МР"-" Испания". Здесь я даю только маленький обзор картин примитивистов из коллекций испанских музеев:
"Испанская художественная школа. Начало.".
В Германии, в "Историческом музее" города Бамберг, мне попались картины немецких примитивистов примерно 1500-х годов:
"Старые немецкие мастера".
Подобный переходный период был в итальянской культуре, я встречал такую живопись в музеях Рима, например:
"Капитолийский музей. Рим"
или во Флоренции:
"Кафедральный собор Флоренции "Санта-Мария-дель-Фьоре"
и т.д..
Отдельная большая экспозиция картин примитивистов встречалась мне в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, но тут работает принцип "сапожник без сапог". Регулярно посещаю музей, но фотоаппарат почти не беру:
Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Примитивисты. Италия.
Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Примитивисты. Германия.
Музей изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Зал № 7 Виртуальное путешествие.
Думаю, этого достаточно. Не будем расширять и углублять эту тему.

Следующее важное замечание. Люди в средневековье видели иконы не так, как мы их видим сегодня. С глазами у них, в целом, было всё в порядке, дело совершенно в другом: электрическое освещение, к которому мы привыкли, появилось не так давно. В средние века люди пользовались либо естественным освещением днём, либо свечами, лампадками (и лучинами у бедных) в тёмное время суток. Зимой, или плохую погоду летом, свечи и лампадки использовались днём. Если вы обратили внимание на окна в старых руских зданиях (церквах), то заметили, что они маленькие. Современных прозрачных стёкол тоже ведь не было.
В крупных, богатых храмах и церквах Европы при помощи мозаичного (цветного) стекла создавали огромные, гигантские даже по современным размерам окна-витражи, например:
Мариатский костёл в Кракове
Кафедральный собор Святого Павла и Святого Георгия в Бамберге.
Но даже в таких соборах было темновато. Так что свечи и лампадки в небольшом количестве в руских и западных средневековых храмах горели всегда. А иконы, и это очень важно, особенно иконы иконостасов, обычно освещались лампадками снизу, а не сверху, как это принято сегодня. Ярко церкви освещались только во время церковных праздников и больших служб. Свечи и масло для лампадок стоили дорого.
Люди руского ( и не только руского) средневековья визуально ИНАЧЕ видели иконы. Я думаю, это было примерно так:
1) Софийский собор в Великом Новгороде, фото № 1 и Софийский собор в Великом Новгороде, фото № 2
Полностью посмотреть Софийский собор, прочитать о его истории, вы можете на страничке моего предыдущего интернет-сайта: «Софийский собор в Великом Новгороде»
2) «Владимирский собор в Киеве», фото № 1 и «Владимирский собор в Киеве», фото № 2
Полностью посмотреть Владимирский собор, прочитать его историю, вы можете на страничке моего предыдущего интернет-сайта: «Владимирский собор в Киеве»

Когда средневековый иконописец расписывал икону, он учитывал эти обстоятельства: темное помещение и подсветка снизу. Вероятно, исторически золото на первых христианских иконах появилось не только как символ богатства царства божьего, а как художественное средство донести до зрителя образ. То же самое, я думаю, можно сказать о ярких красках.
Особенно яркие, разнообразные краски любили иконописцы на руском Севере. Там ведь снег, скудная природа, мало радостного для глаз человека буйства природных цветов и оттенков.
Использование золотой краски не было художественной новацией христиан. Подобные яркие краски вы уже видели на античных картинах из Пушкинского музея. Мы знаем о золочении богов в античной Греции, Египте и т.д. Например, в языческом Риме сохранилась "мраморная композиция с иранским богом Митрой". В то время между приверженцами Христа - христианами и митраистами развернулась ожесточённая идеологическая борьба, победителями из которой вышли христиане.
Христианские иконописцы позаимствовали технические приёмы античности.
Ван Гог расписывал свои картины яркими, радостными красками, что шокировало современников. Но со временем краски потускнели. Наверное, такими же яркими красками расписывали иконы (фрески) средневековые руские художники, но со временем их краски просто потускнели.

Иконопись носила не только духовных характер, но и вполне прикладной - зарабатывание денег. Если в наше время иконы покупают не все, то в далёкое средневековье в каждом руском доме были иконы. Количество икон в доме ограничивалось размерами дома и достатком хозяев. Церкви, храмы, монастыри так же приобретали иконы в иконописных мастерских за оплату - деньгами или натуральной оплатой, как договорятся.
Кстати, многочисленные, я бы сказал регулярные пожары в руских городах вели к уничтожению домов с их содержимым, так что у иконописцев, я думаю, работа всегда была.
Известно, что великий руский иконописец А.Рублёв к концу жизни стал богатым человеком. У него была своя иконописная мастерская, свои ученики.
В этом смысле разницы между коммерческой составляющей продаж икон и картин никакой нет. Всё зависит от мастерства и известности художника-иконописца, от "раскрученности" той или иной иконописной школы.
Ну и от покупательной способности каждого конкретного заказчика.
Это я к тому, что существовала прямая заинтересованность в существовании своей иконописной школы, своей известности и т.д., как надёжного источника доходов. Известность, как сейчас говорят "раскрученность брендов", приносило церкви и горожанам вполне ощутимый достаток.
Разумеется, существовали иконы, расчитанные на разных покупателей, в том числе и иконы массового производства, для основной небогатой и невзыскательной публики.
Нельзя забывать об этой естественной стороне жизни общества.

И ещё несколько моих наблюдений, но здесь я могу и ошибаться.
1) Раскол Русской православной церкви положил начало надлому русской иконописи;
Упрощение и унификация иконописи на Руси, начавшаяся со времени Раскола, завершилась во времена Российской империи. На мой скромный взгляд, в русской (имперской) иконописи произошёл духовный надлом. Русская икона упростилась, стала предметом официального (государственного) православного культа, вложения денег (дорогие оклады), просто пафоса. Мы с вами обычно видим именно эти иконы, стандартные, однотипные и нам кажется, что так было всегда. Но это ошибочное мнение. Руская средневековая икона совершенно отличается от российско-имперской иконы. Руская средневековая икона - это взлёт человеческого духа и мастерства, выраженного художественными методами того времени.
2) До Петра Великого в Московском государстве практически не было картин и художников. Вся художественная школа была религиозной и иконописной. Затем, думаю, под "тлетворным влиянием Запада" и жёсткими мерами "царя-просветителя" в России появился новый вид светского искусства - картины. Более того, в отличие от Запада, где первые художники работали в "религиозном пространстве", в России почти сразу же появились светские художники. Были эти первые художники иностранцами, насколько я понимаю. Их просто пригласили в Россию и дали задание (и деньги) - рисовать русскую знать.

Хочу добавить ещё одно важное на мой взгляд замечание: там, где это возможно, я стараюсь выложить свои собственные, "живые" фотографии икон. "Живые" - в том смысле, что я фотографирую и показываю вам иконы так, как их видит в естественных условиях человеческий глаз. Такой (художественный) технический приём, по моему скромному мнению, даёт общее впечатление об иконе. Мне не нравятся "прилизанные", отретушированные фотографии (скорее, даже репродукции) икон в каталогах или на многочисленных интернет-сайтах.

И совсем последнее. Фотографировать иконы в музеях лично для меня трудно. Обычно в залах достаточно темно, а пользоваться штативом, насколько я понял, нельзя. В этих условиях фотографировать в режиме ручной (художественной) съёмки без штатива у меня не получается. Но, возвращаясь к предыдущему тезису, получается естественный взгляд на иконы.

Начинать путешествие в мир Руской иконы вы можете со страницы моего первого сайта, посвящённого истории домонгольской Руси: «Древнеруская икона»


Теперь предлагаю совершить самостоятельные путешествия по российским музеям:


Начнём наше путешествие с двух московских музеев. Почему именно музеев Москвы ?
Во-первых, здесь собраны лучшие иконы всех великорусских (Московская Русь) школ иконописи. Вы можете смотреть и сравнивать разные школы иконописи.
Во-вторых, во время своих московских фотосессий я уже сформулировал для себя, как надо фотографировать и показывать иконы в своих сайтах. Приобрёл практический опыт.

"Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублёва".


Государственная Третьяковская галерея.


Следующее фотопутешествие по музею в городе Ростов Великий. Есть в музее замечательная экспозиция древнеруской живописи.

Ростов Великий. Ростовская иконописная школа.


Теперь посетим Великий Новгород. Новгородский музей. Это мой первый опыт фотографирования икон. В то время я только искал художественный метод подачи материала, да и фотоаппарат у меня был очень простой.

Великий Новгород. Иконопись В.Новгорода и Пскова .


Замечательная иконописная школа Псковской земли. Давайте посетим музей во Пскове и посмотрим псковскую школу иконописи.

«Икона средневекового Пскова XV - XVII вв. Часть 1.»

«Икона средневекового Пскова XV - XVII вв. Часть 2.»


Теперь посетим музеи Ярославля. Здесь сформировалась своя самобытная школа иконописи.

"Ярославль. Митрополичьи палаты. Музей икон".

Экспозиция "Сокровища Ярославля". Спасо-Преображенский монастырь. г.Ярославль.


Единую экспозицию тверской школы иконописи я пока не видел, так что делаю сборный материал из разных музеев.

Тверская школа иконописи.



Некоторые интернет-ресурсы, посвящённые теме: "Руская икона".

«Живопись Древней Твери».

«Христианство в искусстве».