/ГЛАВНАЯ/ /земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /Орда и Русь/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/


Н



аше фотопутешествие мы совершим по "Центральному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева". Я называю его проще: "Музей древнеруских икон", т.к. основные экспонаты музея - иконы. Но дальше буду просто писать: Музей.

Прежде всего, хотелось бы сделать важное предварительное замечание - это именно фотопутешествие по музею, а не научное исследование и описание экспонатов музея. Разумеется, я разместил на этой страничке огромное количество увиденных мною в музее (древне)руских культурных ценностей. Разумеется, я даю название икон и других экспонатов, иногда свои замечания, своё восхищение увиденным.

Что на мой взгляд привлекает в Музее: здесь мы можем увидеть разные школы древнеруской иконописи. Большое количество дошедших до наших дней икон вы можете увидеть в музеях Пскова, Новгорода, в Московском Кремле и т.д., но здесь, в Музее, вы увидите разные школы. И я попытаюсь показать вам эти разные школы руской иконописи.






на фото слева: Спасо-Андроников монастырь. 1883 год. (фото из Википедии).
Слева, в глубине фото на территории монастыря, хорошо виден Собор Михаила Архангела.
Между Архангельским собором и крепостной стеной Трапезная палата, в которой и располагается наш Музей.





Теперь давайте перейдём к нашему музею.
Музей находится в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре. Метро от Музея достаточно далеко, так что придётся ехать общественным транспортом. Всю эту информацию вы легко найдёте в интернете.
На фото вход в монастырь. Это очень интересный монастырь, в нём есть что посмотреть и мы посвятим Спасо-Андроникову монастырю отдельную страничку.



Когда зайдёте в на территорию монастыря слева увидите большой Собор Михаила Архангела. За Собором расположена старинная Трапезная палата монастыря. Вот в этой Палате и в здании Собора находится Музей.

Всякий Музей начинается с вешалки и туалета. Вешалка есть, туалет хорошего качества. Есть киоск, с достаточно обширной и разной по цене-качеству литературой на общую тему "Иконы", а так же скромной литературой на тему "исторические города России".
Идеальный вариант - заказать экскурсовода, у нас с женой в наших многочисленных путешествиях выработалось устойчивое правило: "лучше плохой экскурсовод, чем никакой". Но если не получается с экскурсоводом, не огорчайтесь, в каждой комнате есть специальный путеводитель по комнате, в котором подробно описано всё, что вы увидите в этой комнате. Под каждой иконой или другим экспонатом есть пояснительная табличка. А дальше ваше воображение.

Первый зал Музея, который я хочу вам показать, расположен в бывшей Трапезной комнате. Эта одностолпная (с одним столбом в центре, на который опирается свод комнаты) комната, третья по величине после "Грановитой палаты" и трапезной палаты Иосифо-Волоцкого монастыря. Увидеть одностолпную Трапезную комнату Иосифо-Волоцкого монастыря можно на моей страничке: «Иосифо-Волоцкий монастырь» . В Музее, вы это сами увидите, есть иконы из Иосифо-Волоцкого монастыря. Вероятно, со временем, они вернутся в свой монастырь.
Можно посмотреть ещё одну похожую комнату - "Книгохранилище" - в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославль на страничке моих путевых заметок предыдущего сайта: Ярославль. В этом "Книгохранилище" нашли единственный экземпляр "Слова о полку Игореве".




Итак, давайте наконец зайдём в Музей:
(бывший) "Трапезный зал".


В следующем зале вы увидите иконы. Зал, как я понял, расположен в помещении 2-го этажа Архангельского собора:.
"зал в здании Архангельского собора. 2-й этаж".


Теперь зайдём в отдельную комнату. Здесь вы увидите иконостас Спасского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале.
В комнате хорошее освещение и само расположение иконостаса позволяет вам подробно рассмотреть детали.
Давайте посмотрим "иконостас Спасского собора".

Сам же Спасский собор примечателен тем, что в нём сохранились фрески великого русского живописца Гурия Никитина. Вы можете посмотреть на Собор и фрески на страничке путевых заметок моего предыдущего сайта: «Суздаль»


В небольшом переходе мне повстречались памятники из белого камня с резьбой на них:
1) Крест из белого камня с вырезанными фигурами - надгробный крест. Этот крест из Тверской губернии, сделан в конце XV и начале XVI веков, т.е. достаточно древний.
"Поклонный крест с распятием Христа Тверской губернии".
Такой же крест, но даже более древний, из Ростова Великого, мне встретился в "Государственном историческом музее" Москвы.
"Поклонный крест с распятием Христа из Ростова Великого XIV век.".


Это памятные доски (надгробные памятники по-современному) древнего рода Загряжских. Загряжские, если верить их родословной, ведут свой род из крещённых татар, но было время, когда знатные люди считали престижным "находить" себе предков из крещённых татар. Сегодня знатные люди тоже "вдруг находят" своих предков среди "князьёв" и "графьёв". Мода, она и есть мода.
Загряжские честно служили государству много веков и их предков хоронили в почёте и славе. Эти памятные доски были встроены в стену поздней галереи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, т.е на территории, где находится Музей.
"памятные доски рода Загряжских".


на фото справа: "Рождество Богоматери".
Двусторонняя выносная икона. Сохранившийся фрагмент.
Первая половина XV века.
Тверь.
"Фотография в большом увеличении".




Теперь посетим небольшую комнату, точнее, переходный тамбур между Трапезной комнатой и Архангельским собором.
В комнате вы увидите относительно поздние произведения искусства из дерева. Обычно в хороших музеях есть подобные комнаты. Всё, что вы увидите в этой комнате, можно сказать современное, по историческим меркам.
Хотя есть в этом же Музее более древняя, очень красивая резная доска. Я вам её обязательно покажу позднее.
Итак, "зал скульптуры из дерева".


Мы с вами забрались в самую верхнюю комнату музея. Комната находится на третьем этаже Архангельского собора.
В комнате проводятся публичные мероприятия: лекции, концерты. Думаю, что здесь хорошая акустика: комната маленькая по диаметру, но стены высокие и сходятся вверху в виде арки.
Экспонаты комнаты - фрески. Вероятно, здесь проводят лекции по истории фресок, на стенах наглядные пособия
Я назвал эту комнату "зал фресок".


Наше следующее путешествие мы совершим по особой комнате. Здесь нет икон, зато вы увидите изделия из драгоценных металлов, из камня, вышивки, книги.
Всех их объединяет одно - это связано с православной религией. Назову его "зал предметов культа".


Теперь мы опять посетим комнаты с иконами. Это несколько другие иконы. Я буду давать не только общие фото икон, но и детали, отдельные фрагменты, которые вы должны оценить.
Итак, "зал икон".


Следующий зал в основном посвящён иконам православных Святых. В этом зале естественное освещение очень хорошее и мы видим иконы не только в современном электрическом освещении, но и в том самом естественном свете, в котором предполагалось на них смотреть.
Назовём этот зал: "зал Святителей".


Наш последние и самый маленький зал на первом этаже в жизни первый по порядку, если вы начинаете экускурсию по Музею. Но я оставил его в своём посещении Музея на последнем месте.
У меня были на это счёт свои мотивы.
Не буду его никак называть, чтобы сохранить интригу и показать, наглядно показать (если так можно говорить) читателю свою логику.
Давайте просто напишем: "зал".



В завершении нашего путешествия по Музею.

Хочу ещё раз сказать, совершенно не считаю себя специалистом в руской иконописи и все мои заключения, возможно, не точны или даже ошибочны. Более того, я не скрываю, что делаю свои выводы только на основании собственных наблюдений и размышлений.

В последние годы никогда не читаю информацию о конкретных экспонатах музея. Только общие сведения о том, что есть в данном Музее. Приходишь в Музей и смотришь всё "с чистого листа".