/земли ВКЛ/ /земли МР/ /города ВКЛ/ /города МР/ /культура ВКЛ/ /культура МР/ /путешествия ВКЛ/ /путешествия МР/



Эта глава посвящена истории города Пскова. Несколько лет назад я написал первую часть истории города Пскова на страничках моего предыдущего сайта, глава так и называется: «ПСКОВ» . Но в то время у меня было очень мало материала: не было книг, которые я купил в последнюю поездку, в интернете ещё не было серьёзных (научных) сайтов, посвящённых истории Пскова. Сегодня всё изменилось. Я с большим удовольствием дам ссылки на найденные мною замечательные ресурсы, посвящённые истории города Пскова.
И в этой связи передо мной стоит вопрос, а что именно я могу написать про историю города Пскова? Как изложить информацию, чтобы не заниматься простым переписыванием того, что уже изложено, и изложено квалифицированно ?
Как и в других моих главах, я в первую очередь попытаюсь ПОКАЗАТЬ вам историю города Пскова и изложить историю города руководствуясь известной мудрой пословицей: «Город – это не камни, город – это люди».

Основная информация для этой главы взята из книг:
В.А.Аракчеева «Власть прошлого. Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII-XIX веках». Псков, 2012.
Ю.П.Спегальский. «Псков. Путеводитель по старому городу». Псков 2003 год. Отдельно хочу отметить, что в книге замечательные картинки Александра Стройло, раскрывающие душу современного Пскова. Иллюстрации А.Стройло к книге Ю.Спегальского «Псков. Путеводитель по старому городу»
Кроме того, я нашёл ещё одну книгу в Интернете: «Ю.П.Спегальский. «ПСКОВ»
И.К.Лабутина «Историческая топография Пскова в XIV-XV веках.» М. Наука, 2011. Купил книгу недавно, в июне 2014, после того как написал эту главу и выложил её в интернет. Так что теперь буду дополнять мою интернет-статью о Пскове по мере возможности информацией из книги Инги Константиновны Лабутиной.
Митрополит Евгений (Болховитинов) «История княжества Псковского». В книге есть погодная летопись Псковской земли, собранная автором из нескольких летописей. Я специально подобрал, выбрал погодные летописи материал так, чтобы показать историю города Пскова. Полушутя – полусерьёзно это глава называется: ХРОНИКА ГОРОДА ПСКОВА.
Ещё одна важная работа А.Ю.Дворниченко "«Городская община Верхнего Поднепровья и Подвинья в XI-XV вв». Почему я использую эту книгу, прямо не относящуюся к истории города Пскова? Дело в том, что автор, професиональный историк, рассматривает историю городов-государств/городских общин этого региона - Смоленск, Полоцк. Известно, что Смоленск, Полоцк, Псков основали славяне-кривичи. Псков и община города Псков развивалась примерно в тех же временных рамках и по сходному пути. Разница в том, что Псков основал своё государство, выйдя из состава Новгородского государства, а Смоленск и Полоцк были включены в состав ВКЛ.
Сегодня в интернете доступна работа профессионального историка: Ю.Г.Алексеев «Псковская Судная грамота и её время». Л., Наука, 1980.

Интересную информацию об истории Псковской земли вы найдёте в передаче исторического цикла "Родина Слонов" Михаила Родина.
«Средневековый Псков - самосознание, политика, экономика. Сергей Салмин. Родина слонов №326»

Сегодня в интернете доступны псковские летописи, так что я использую их в своих главах и рекомендую вам для чтения:
«Собрание русских летописей»
а так же здесь:
«Собрание русских летописей»

В интернете доступны псковские грамоты:
«ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ПСКОВА на DrevLit.ru»


Во время работы над историей Псковской земли я нашёл в интернете несколько замечательных сайтов. Здесь вы найдёте много полезной информации об истории города Пскова:
РусАрх. ПОДБОРКИ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕГИОНАМ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ»
«АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. (Тезисы ежегодной научно-практической конференции)»
«ПСКОВ-city»
«ВЕРТОГРАД»
«Historic.Ru»

Там, где я привожу собственные соображения, («гениальные догадки» - как шутил один из наших университетских преподавателей) я об этом и пишу.

Город Псков (как и любой средневековый город, впрочем) можно и нужно рассматривать как некое целое разных взаимосвязанных явлений. Одно из них – город, как крепость. Без мощных крепостных стен город не может жить. Более того, горожанином в полной мере считаются те, кто живёт внутри крепостных стен. Я посвятил истории крепости Псков специальную главу, она так и называется:
КРЕПОСТЬ ПСКОВ.

Город Псков – город-государство, город, возглавивший независимое государственное образование, известное нам сегодня как "ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ" . В этом смысле Псков - однотипный, типичный с известными нами такими же древнерускими городами-государствами: Новгород, Смоленск, Полоцк, Ростов. Смоленск и Полоцк (как и Псков) основали славяне-кривичи, поэтому мы с вами очень коротко затронем историю общин именно этих городов. В история города Пскова имеются особенности, о которых мы поговорим чуть позднее.
Учитывая, что в этой главе мы будем говорить о Пскове как городе, а не политическом центре Земли-государства, давайте руководствуясь тезисом: «город – это не камни, город – это люди» в общих чертах обрисуем исторический путь классической общины древнеруского города-государства на примере Смоленска и Полоцка. Исследований по истории общины Пскова (и Новгорода) я не нашёл, но уверен, что мы можем с определёнными оговорками рассматривать историю общины Пскова в этом же историческом плане.

Предисловие. Краткая история общин древнеруских городов-государств Смоленска и Полоцка.

В IX-X вв. на территории Верхнего Поднепровья и Подвинья складываются города-государства, базировавшиеся на родоплеменной основе: Смоленск, Полоцк. Основали города, как я уже отметил, славяне-кривичи.

В конце X – начале XI веков происходит процесс перестройки родоплеменных отношений в территориальные. В городах развиваются и набирают силу городские, территориальные общины, появляются новые структуры самоуправления - городские «концы», а так же особые представитель выборной власти – «посадники».
Результатом перестройки родоплеменных отношений в территориальные явилось формирование системы город-государство, базировавшийся на системе «главный город – зависящие от него пригороды». Такая система власти является союзом общин главного города земли и общин зависящих от него пригородов.
Особенностью такой системы можно назвать единство города с окружающей его землёй. Горожане, члены общины, являются так же коллективными землевладельцами, у каждого горожанина есть свой участок земли и именно наличие такого участка земли является одним из главных свидетельств полноправного члена городской общины.
Важно отметить, что в этот период мы ещё не видим значительного социального расслоения между членами общины, в том числе мы не видим крупного землевладения. Даже богатые и статусные члены общины не имеют крупных земельных владений, как источника их богатства. Богатство проистекает от других видов деятельности: торговля, военные походы, исполнение городских или государственных обязанностей. Безусловно, есть богатые и бедные, есть разница в статусе, есть «лутчшие мужи», бояре, в целом это ещё единая, сплочённая община.
Более подробно я рассмотрю историю подобной общины на примере Великого Новгорода. Здесь мне хотелось бы только кратко изложить известную информацию о социальном составе псковской общины. В доступных мне работах историков нет исследований, посвящённых псковской городской общине. Исходя из общего понимания подобных общин, можно предположить, что община Пскова состояла из полноправных и неполноправных её членов.
Первый и лежащий на поверхности социальный слой полноправных членов общины - родовая аристократия - знать, получившая название "бояре". Бояре были землевладельцами, руководителями общины. Посадники, упоминаемые во всех документах, - бояре, но посадничество - это должность в псковском государственном аппарате .
Вторая полноправная группа псковской общины - "купцы". Судя по известным мне документам и текстам летописей, купцы занимали следующую ступень в социальной иерархии псковской общины. Мы можем считать их, как и бояр, полноправными членами городской общины. (В Новгороде купцы были третьими в подобной иерархии и являлись, как я понимаю, неполноправными членами новгородской общины). Как я предполагаю, купцы имели доступ к среднему и низшему уровню управления в псковской общине. Получали свою долю доходов от общих доходов псковской общины.
Обе социальные группы жили в центре Пскова. Уверен - все они были владельцами земли. Другой вопрос, в каком размере.
Третьей социальной группой псковской общины были так называемые "житьи люди".
Четвёртой социальной группой псковские летописцы называют "чёрных людей".
Иногда летописец называет их "молодшiя люди", так что не понятно, о ком идёт речь -"чёрных людях", или "житьих людях". Само название "молодшiя" - "младшие" говорит нам об их неполноправном социальном статусе.
Чтобы не повторять написанное в другом месте, тему социальный состав общины Пскова можно прочитать в моей главе:
"ОБЩИНА ГОРОДА ПСКОВ" .








На фото справа: стенд с именами псковских мастеров-серебряников XVI, XVII и XIX вв.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Экспозиция «Художественное серебро XVI - XIX вв.»
август 2013

Фото в большом увеличении.






Во второй половине XIV - первой половине XV веках городские общины активно развиваются, живут полнокровной жизнью, сохраняется единство города с землёй.

Примерно с 40-х годов XV века на территории Верхнего Поднепровья и Подвинья наблюдается процесс разложения прежних общинных форм. Городские общины распадаются, из них выделяется боярство, которое становится враждебной силой по отношению к своей общине. Формируется крупное землевладение, разрушающее изнутри волость, разрывает единство города с землёй. Община не исчезает, а трансформируется. Городская община, вытолкнув из себя бояр, замыкается в узких рамках городских стен, рамках "Магдебургского права", а сельские общины во всё большем и большем количестве попадают в вотчинную зависимость, поглощаясь феодалами. Да и сам город, оторвавшись от деревни, становится звеном феодальной системы.

Как я уже говорил, у Пскова есть свои особенности исторического развития, давайте их перечислим:
Во-первых, в отличие от Смоленска, Полоцка и Новгорода, ставшими независимыми городами-государствами практически сразу с момента своего возникновения, Псков длительное время, до 1330 годов, являлся часть Новгородской волости, неполноправным, подчинённым пригородом Новгорода.
Во вторых, город Псков, городская община, как будто остановилась, задержались в своём развитии, на некоторое время. Мы видим отставание в развитии города, если сравнивать его историю с историей Смоленска, Полоцка, Новгорода.

История современного города Пскова, по последним данным археологических раскопок, начинается примерно в 1044 году, когда славяне-кривичи, уничтожив предшествующее (с сильным скандинавским элементом) поселение, создали на плато своё новое поселение. Давайте сравним, археологические раскопки дают следующие данные: современный город Смоленск, не знаменитое Гнездовское городище, а именно город Смоленска возник около 1050 года; Полоцк, ориентировочно X веке, точна дата до сих пор не установлена; Новгород около 1044 года.
Смоленск, Новгород, Псков (но не Полоцк) вошли в состав Золотой Орды, однако ордынская власть ограничилась взиманием регулярной дани в свою пользу, не деформировав их социально-политическую структуру.
С течением времени Смоленск и Полоцк включаются в сложную систему власти Великого княжества Литовского, не прерывая своего развития. Историки давно отметили тот факт, что древнеруские города-государства на территории ВКЛ продолжили своё естественное социально-экономическое развитие.
В Пскове и Новгороде, формально оставшимися в составе Золотой Орды до 1480 года, так же не было прервано их социально-экономическое развитие. Но в 1330 годы Псков получает независимость уже от Новгорода и становится полноценным независимым городом-государством.
Исторически общины городов-государств Полоцка и Смоленска, как мы видели выше, трансформировались в "среднестатистический" феодальный средневековый город, городскую общину, наделённую «Магдебургским правом». И это право было даровано городам Великим князем Литовским, как способ борьбы с последствиями разложения (общин) древнеруских городов-государств.
История естественной трансформации городских общин Пскова и Новгорода была прервана поглощением их Московским великим княжеством, при том, что социально-политическая трансформации (разложения) общины города-государства Новгород зашла гораздо дальше, чем разложение общины города-государства Псков.

Теперь давайте посмотрим сообщения руских летописей до 1300 годов, которые я нашёл. При написании текста древний алфавит не применял, так что текст написан на условно-старославянском:

Новгородская первая летопись Старшего извода:

1136-1137 гг. «Въ то же лъто приде князь Мьстиславиць Всъволодъ Пльскову, хотя състи опять на столе своем Новъгородъ, позванъ отаи новгородьскыми и пльсковскыми мужи, приятели его: «поиди, княже, хотять тебе опять... И яко услышано бысть великъ Новегородъ с братом Святопълком, и мятежь бысть великъ Новегородъ: не въсхотъеше людье Всъеволода; и побъегоша друзии къ Всъволоду Пльскову, и възяша на разграблене домы ихъ… Потом же Святославъ Олговиць съвъкупи всю землю Новгородскую, и брата своего приведе Глъбъка, куряны и Половьци, идоша на Плъсковъ прогонить Всъволода. И не покоришася пльсковици имъ, ни выгнаша князя от себе, нъ бяхуть ся устерегли, засекли осекы всъ;»
Летописец (новгородец) понимает под горожанами не только новгородцев, но и псковичей, называя их одинаково "мужами". Но главное в том, что всковичи не покорились объединённым силам, то есть мы видим явно серьёзно защищённый город, способный принимать самостоятельные решения, опираясь на собственную силу.

Ипатьевская летопись

1159 год « И потом Рогъволдъ съвъкупи воъ многи. Полчаны и Ростиславъ Мьстиславичь пусти ему два сна в помочь Романа и Ририка и Внъзда и Смолняны и Новгородци и Плесковичи и сам бяше пошел»
Здесь мы так же видим, что для летописца смоленцы, новгородцы и псковичи явно одного статуса - горожане.

1178 год «и вниде во Плесковъ и изыма сотьскъи про Бориса сновца своего зане не хотяхоутъ сновца его Бориса и тако оутвердивъ с людьми»
Данное сообщение интересно тем, что летописец применяет термин «сотьскъи». Горожане не хотят принимать княжеского сына, но Мстислав знает, на кого надо воздействовать, «изыма сотьскъи» и выносит решение на утверждения «людей», т.е. всех горожан (вече ?).

Новгородская первая летопись Старшего извода:

1226 год «Томъ же лътъ князь Ярославъ, преже сеи рати, поиде въ Плъсковъ съ посадникомь Иванкомь и тысячьскыи Вячеслав. И слышавше пльсковици, яко идеть к ним князь, и затворишая въ городъ, не пустиша к собъ; князь же, постояв на Дубровнъ, въспятися в Новгород; промъкла бос я въсть бяше си въ Пльскове, яко везеть оковы, хотя ковати вяцшее мужи…»
Обратите внимание, новгородцы пришли в Псков со своим «посадником» и «тысяцким».
«… а тъхъ, кто ималъ придатъкъ у Ярослава, выгнаша исзъ Плескова; «поидите по князи своемь, намъ есте не братья»

1240-1242 годы Чтобы не переписывать большой текст, дам ссылку на события войны 1240-1242 годов касательно города Пскова в изложении Новгородской первой летописи Старшего извода. «НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ»
Обратите внимание, новгородская летопись приводит имя человека, возглавившего псковское ополчение, - Гаврила Горислалич, но называет его «воевода», а не «посадник». Дело в том, что в этом столкновении принимало участие всё боеспособное мужское население Пскова. В Новгороде в подобных случаях непосредственно городское ополчение возглавляет посадник, а князь руководит уже всеми военными отрядами.

А вообще, читая новгородские летописные сообщения, лично у меня создаётся впечатление, что Псков хоть и пригород Новгорода, но пригород весьма своенравный и новгородцам в это время приходится не приказывать, а, скорее, договариваться с псковичами.

История города Пскова.

Теперь, считая в целом единой, универсальной социально-экономическую историю городских общин городов-государств Смоленска, Полоцка, Пскова и Новгорода, давайте более внимательно ознакомимся с историей Пскова. Так сказать в деталях, которые нам сегодня известны.

Первое упоминание о Пскове, датированное 903 г., сохранилось в летописных источниках XV в. «В лето 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именемь Ольгу».
Псков – второй по древности город Псковской земли. Более древним, одним из самых древних, одним из первых руских городов вообще, считается - (СТАРЫЙ) ИЗБОРСК . Однако не Изборску, а Пскову в силу нескольких факторов выпала историческая удача, фортуна.
Первым фактором можно назвать благоприятное географическое месторасположение на месте слияния двух рек: Место cлияния рек Пскова и Великая с высоты птичьего полёта, фото № 1.
Недавно в интернете я нашёл новую, более информативную фотографию древней части Пскова с высоты птичьего полёта, так что предлагаю вам ещё одну подобную фотографию с комментариями: «Место cлияния рек Пскова и Великая с высоты птичьего полёта, фото № 2» .
Реки служили транспортными магистралями, источниками питания, а так в некоторых случаях, как в Пскове, природными защитными рубежами.
Второй фактор, наличие природного укрепления - скалы, на вершине которой есть большое плато, как раз в месте, где сливаются реки Великая и Пскова. Природная скала с плато, защищаемая с двух сторон реками, позволила создать мощные оборонительные сооружения, значительно превосходящие по своим размерам укрепления - Детинец/ Кром (Старого) Изборска.
На сайте Псковского археологического общества мне встретилась интересная статья псковского археолога С.В.Белецкого. Если изложить её коротко, то Псков (Плесков, Пльсков) и (Старый) Изборск во времена Трувора один и тот же город, только в разных дошедших до нас источниках он назывался по-разному. Таким образом, Трувор «сидел» в Пскове-(Старом) Изборске, просто со временем одно из названий Пскова – «(Старый) Изборск» переместилось на место другого кривичского городка - (вероятное название) «Словенск». Как бы там ни было, но возле (Старого) Изборска до наших дней сохранили своё название Словенские ключи, а так же Словенское поле, примыкающее к Детинцу (Старого) Изборска.
Вы сами можете прочитать статью С.В.Белецкого и сделать свои выводы: «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСКОВСКОГО ГОРОДИЩА»

Никаких документов о жизни непосредственно города до 1300 годов практически не сохранилось. Как я уже написал, первое и очень краткое упоминание в руских летописях о Пскове-Плескове датируется 903 годом. Затем, на многие годы руские летописи почти не упоминают о Пскове, а известные нам летописные сообщения отрывочные, можно сказать единичные. Даже в Новгородских летописях, а ведь Псков крупный пригород Новгорода, Псков почти не упоминается. Более или менее интересные подробности о Пскове мы встречаем в сообщениях новгородской летописи за 1226 и 1240 годы. Не дошли до нас и сообщения зарубежных источников.
Таким образом, основные наши знания о жизни города, как я понимаю, исходят из работы археологов, отрывочных сообщений летописей, а так же аналогий с Новгородом. Это я к тому, что мы не можем понять и научно описать как жил и развивался город Псков: городская община и всё, что связано с политической, экономической, социальной, культурной жизнью города. Мы не можем увидеть полнокровную, живую жизнь горожан в деталях.







На фото слева: сруб, построенный во второй половине 13 в. на территории Посада.
Затем на этой территории было «Старое Застенье», а сегодня ул.Ленина.
Фотографии взял здесь: «Historic.Ru»

Ещё фотографии в большом увеличении.












Вот сведения, которые я собрал на сайте Псковского археологического общества о предъистории города и первых десятилетиях его существования. Уточню, я взял небольшой исторический период, не ухожу совсем уже в глубину веков:
Здесь рисунок-схема: Схема культурной стратификации поселения при слиянии рек Пскова и Великая.

Вплоть до 850 годов поселение при слиянии Псковы и Великой размещалось на площадке Псковского городища и за его пределы не разрасталось. Жители посёлка, вероятно, автохтонное прибалтийско-финское населением в языковом отношении родственное предкам современных эстонцев.

Примерно в 860 году это поселение гибнет, а на его месте появляется новое. Следы пожара свидетельствуют о не мирной смене жителей посёлка. Новое поселение резко (в течение нескольких десятилетий) выросло, достигнув к середине 950 годов площади приблизительно 12-15 га. Очевидно, что рост территории поселения связан со значительным (в 5-7 раз) увеличением числа жителей. Ни о каком демографическом взрыве говорить не приходится: значительная часть населения, безусловно, сформировалась за счет переселенцев-иммигрантов, причем среди них, безусловно преобладают выходцы из Скандинавии. Жители поселения были по преимуществу язычниками, хотя имелась и христианская община: об этом свидетельствует находка на Псковском городище нательного креста, датирующегося рубежом 1000 годов.
Вероятно, пришествие новых хозяев в 860 году отразилось в руских летописях как призвание варягов на Русь в 862 году.
И ещё одна любопытная деталь: согласно сообщению летописи Ольга прибыла в Киев в 903 году. Получается, что Ольга жила в этом поселении с преимущественно скандинавским населением.

Около (ранее) 1044 г. ремесленно-торговый центр при слиянии Псковы и Великой гибнет в пожаре. Перекрывшая слой пожара застройка принципиально отличается от застройки предшествующего времени: уничтожается курганный некрополь, непосредственно по сгоревшим жилищам прокладываются уличные трассы, а вновь появившаяся жилая застройка приобретает характерный для древнерусских городов облик — дворы, разделенные частоколами, ориентированы вдоль уличных проездов.
В обиходе у населения, заселившего пепелище, отсутствуют предметы скандинавского происхождения и предметы, связанные с отправлением языческого культа. По сути дела при слиянии Псковы и Великой возникает новое крупное торгово-ремесленное поселение славян-кривичей. Именно это поселение следует отождествлять со средневековым городом — непосредственным предшественником современного Пскова».
По свидетельству археологов, примерно в 800 годах начинается вторая волна переселения славян-кривичей, пришедших на территорию будущей псковской земли: Колонизационное движение славян-кривичей в IX-XII в.
Давайте ещё раз обратим внимание на дату: археологические раскопки свидетельствуют, что около (ранее) 1044 года на месте уничтоженного более древнего поселения появляется новое поселение, которое можно считать предшественником Пскова. Я так понимаю, что первые волны кривичей расселились вокруг будущего Пскова и только в 1030-1040 годах большая группа славян-кривичей уничтожила существующее поселение с преимущественно скандинавским элементом и сама осела на этом месте.

Ко времени после 1044 года относятся многочисленные ямы, прорезавшие более древние напластования слоя и позволяющие уверенно фиксировать для этого времени плотную жилую застройку. Отсутствие слоя и остатков построек до 860 года годов указывает на проведение масштабных планировочных работ, предшествовавших появлению жилой застройки начала 1100 годов: во время этих работ слой 1000 годов и, частично, более раннего времени был уничтожен.
Древнейшая каменная крепостная стена, исследованная на небольшом участке раскопками 1948 г., была возведена в начале 1100 годов, что подтвердилось шурфовкой 1985 г. По-видимому, планировочные работы были связаны с необходимостью переустроить территорию городища, превратившегося после строительства каменной крепости в городской детинец.

В Псковском Кроме, как и в Московском Кремле, древнейшие жилые зоны за прошедшие столетия максимально "зачистили", уничтожили культурные слои, относящиеся к первому этапу существования города Пскова. Этапу, когда городское поселение переросло рамки маленького посёлка на северной окраине плато, заселив всю территорию плато, окружив всё плато защитной стеной. Можно говорить, что в этот период, между 1040 и 1100 годами действительно появился раннесредневековый город Псков. Ещё очень маленький город за деревянными стенами: Рисунок-реконструкция А.Васнецова, древнейший Псков за деревянными стенами. Можно почти наверняка предположить, что уже в этом маленьком городке сложилась своя планировка, появились свои маленькие улочки с названиями. Вероятно, социальная дифференциация ещё не была значительной и жилые дома не очень отличались друг от друга размером и богатством.

Согласно одной из теорий, первоначальное городское поселение Пскова образовали несколько поселений или родо-племенных общин славян-кривичей. В данном случае это аналогия с образованием Новгорода, но с точки зрения здравого смысла можно представить, что уничтожение в 1044 году предшествующего защищённого поселения было делом рук достаточно большой группы людей, объединившихся для совместного военного мероприятия. Кроме того, резкое расширение жилой зоны за небольшой срок, в условиях большой смертности, могло произойти только за счёт прибытия новых групп поселенцев. Мы знаем, что кровнородственные общины того времени ещё достаточно малочислены Ясно, что пускать на защищённую территорию для проживания незнакомых людей «в здравом уме и твёрдой памяти» никто не будет. Такие новоприбывшие группы могли быть только хорошо знакомыми между собой, и, весьма вероятно, состоящими в родственных отношениях.
Для этого времени мы можем говорить о сосуществовани на одной территории нескольких родовых общин, связанных общим интересом. С течением времени родовые общины перерастут в одну территориальную городскую общину. Но это будет позднее.
Затем, после 1100 годов, на наиболее опасном, южном участке возводят каменную стену: Первая каменная (южная) стена Крома по Г.Я.Мокееву. Под стенами Крома начинают строить дома - городской посад, но городская жизнь по-прежнему сосредоточена на плато, на территории современного Крома.
Что касается строительства каменных стен вокруг Крома, предлагаю вам ещё одну схему: Укрепления Крома в течение XIV-XV веков по И.К.Лабутиной.

Белецкий осторожно предполагает, что в 1130-е годы (Спегальский называл 1180-1190 годы) в южной части Крома строится каменный главный храма Пскова, а затем и всей Псковской земли - храма Св. Троицы. Троицкий собор в Пскове. Аналогичные по значению каменные храмы строятся: Софийский собор в Новгороде 1045-1050 гг., Софийский собор в Полоцке 1030-1060 гг., Успенский собор в Смоленске 1101 г.
Обратим внимание, что главный храм псковичей по своему посвящению Св.Троице резко контрастирует с традициями других древнеруских городов, посвящать главные соборы городов небесным покровителям. Насколько я помню, это единственный главный храм крупного города, посвящённый Св.Троице в раннесредневековой Руси.
Предлагаю вам небольшую подборку икон псковской школы иконописи, посвящённых сюжету «Троица Ветхозаветная»: Троица Ветхозаветная. Псковская школа иконописи.
Для меня здесь есть одна загадка. Согласно летописным сообщениям, княгиня Ольга повелела построить христианскую церковь во имя Троицы ещё в 965 году, и было это поселение с преобладающим скандинавским (и языческим !) населением. Если действительно на рубеже 1044 года на территории (будущего) Пскова насильственно полностью сменились хозяева, какой смысл новопришедшим славянам-кривичам посвящать свой христианский храм Св. Троице ? Успенский собор - как в Смоленске, понятно, Софийский собор - как в Полоцке и Новгороде, понятно. Но Св. Троице ?

Так как мы говорим о городе, то не вдаваясь в сложные научные споры давайте более подробно поговорим о городском самоуправлении Пскова до 1500 годов. Здесь очень важно отметить одну особенность: в руских городах-государствах (Новгород, Псков после 1300 годов) система управления главным городом одновременно являлась и системой управления всей Земли. Поэтому, я хотел бы отметить, что в этой главе речь идёт именно о городском самоуправлении.
По общепризнанному в науке мнению, древнейшей системой самоуправления, идущей ещё из родо-племенного общества, являлась система «десятка», «сотня», «тысяча». Кроме того, рядом с ними сосуществовали институты старейшин и племенных вождей. Но это древняя, ещё догородская, догосударственная система самоуправления в обществе. Очень важно отметить, что на этом этапе общества люди объединяются по признаку родства, общины так и называются - кровнородственными. Маленькие родственные общины жили по-соседству друг с другом, занимая определённую территорию.
Появление городов качественно изменило ситуацию: несколько кровно-родственных общин селятся на одной (ограниченной) территории, но объединяют их уже не родственные отношения, а совместное постоянное проживание «дом в дом», совместная трудовая деятельность, военные походы, торговля и т.д. У многих народов существует пословица про ближнего соседа, который ближе, чем живущий далеко родственник. Примерно в такой логике в зарождающихся городах стали формироваться новые отношения между горожанами.

Появление компактных групп людей на небольшой и обычно ограниченной стенами территории требовало появления новых, неизвестных ранее форм самоуправления. Одной из известных нам древних форм управления было общее собрание племени. С течением времени в городе такое собрание трансформировалось в городское собрание граждан - вече. В таком собрании принимали участие только полноправные граждане города. На вече принимались важнейшие решения, касающиеся жизни горожан.


На фото справа: традиционная одежда жителей псковщины (не крестьян) в XIX в.
Уверен, что это традиционная одежда берёт своё начало ещё в средневековье.
Возможно, похожую одежду носили горожане в средневековом Пскове.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Экспозиция «Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX - XX вв.»
август 2013

Фото в большом увеличении.



Но общее собрание, как институт управления, не может принимать множество мелких повседневных решений. Вот почему ещё в глубокой древности появились люди, выполняющие те или иные текущие управленческие задачи. Считается, что такие люди возглавляли определённое количество людей: «десятка», «сотня», «тысяча». Соответственно, их называли «десятник», «сотник», «тысяцкий». В Пскове мы явственно видим существование такой древней организации, людей с такими функциями. Причём временной диапазон достаточно велик: первое сообщение о «сотских» мы встречаем в летописной записи за 1178 год:
1178 год- «и вниде во Плесковъ и изыма сотьскъи про Бориса сновца своего зане не хотяхоутъ сновца его Бориса и тако оутвердивъ с людьми»
Данное сообщение интересно тем, что летописец применяет термин «сотьскъи». Горожане не хотят принимать княжеского сына, но Мстислав знает, на кого надо воздействовать, «изыма сотьскъи» и выносит решение на утверждения «людей», т.е. всех горожан (вече ?).
Должность «сотского» мы встречаем и в 1510 году (исторический период после 1510 года этот сайт не рассматривает), во время политического кризиса, приведшего к ликвидации независимости Пскова. Когда московский князь задержал в Новгороде всю административную (бояр и посадников) и экономическую элиту Пскова, горожане на вече посылают в Новгород «сотского» Евстафия.
Специалисты уверены, что сотская система существовала в Пскове и во время функционирования уличано-кончанской системы самоуправления (от слова «улица» и «конец») точнее, сосуществавала рядом с ней, но вот каковы детали, подробности такого сосуществования - это не более чем общие умозрительные рассуждения, так как документы от того времени до нас не дошли.

В науке дискутируется судьба племенных старейшин. Возможно, эти старейшины известны нам под именем «старцы градские». Но в системе псковского городского самоуправления мне такие «должности» не встречались и я упомянул о них в общих целях.

Ещё один важный специфический администратор древности - военный вождь. Наиболее удачливые военные вожди становиться «королями», «князьями», правителями вообще, создавали свои династии. Но что касается непосредственно древнеруских городов-государств, в том числе и Пскова, то здесь мы видим специфическое существование такого военного администратора. Теоретически городская община сама принимала решение, кого из князей приглашать в город для выполнения точно очерченного круга задач:
Первая задача - выполнение военного руководства своей дружиной и городским ополчением: оборона города, или вооружённые походы горожан.
Но была ещё одна важная задача, которая возлагалась городской общиной на приглашённого князя - суд, судебное делопроизводство. Я думаю, что горожане считали князя и его слуг внешним, т.е. нейтральным по отношению к городской общине администратором, а потому доверяли ему решать спорные вопросы между самими горожанами. Существует образ юстиции - симпатичной дамочки с завязанными глазами, т.е. принимающей решения невзирая на лица - не видя конкретных лиц. Примерно также, мне кажется, горожане воспринимали пришедшего в город со стороны князя.

Древнейшее естественное объединение людей в городах, несомненно, «улицы». Только надо помнить, это не современные, длинные, иногда километровые улицы, а маленькие, компактные, где все хорошо знали друг друга, как в современной деревне. По какому принципу люди селились на древнейших улицах Пскова (ещё на территории Крома) мы уже никогда не узнаем. Вероятно, в первое время это были родственные отношения, затем состав жителей улицы мог меняться по разным причинам, в том числе и по профессиональной специализации. Можно предположить, что жители улицы строили свою уличанскую церковь, но в тесноте Крома такие церкви были очень маленькими. Я не нашёл хороших рисунков или макетов древнего Пскова, но могу предложить вам другой пример - древний, домонгольский Ярославль. Думаю, что в древнем Пскове была такая же «типовая планировка», такие же «типовые дома» - «Типовой» древнеруский город на примере Ярославля. Макет.

Дело в том, что полноправной городской территорией мы можем называть защищённое пространство внутри городских стен. Кольцо сначало деревяннных, а затем и каменных укреплений для Пскова, как и для любого средневекового города, – символ независимости, а для людей, живущих за городскими стенами, знаком их принадлежности к привилегированной части населения - городской общине. Вот почему мы можем связывать строительство новых защитных стен силами и средствами жителей городского посада с количественным расширением членов городской общины.
А кто такой "полноправный горожанин" ? Вероятно, таким статусом обладал человек (семья) владеющий недвижимостью в городской черте. Горожане могли иметь в пределах города огород, торговую лавку, мастерскую и т.д., но основным определяющим элементов, по моему мнению, являлась недвижимость в черте города: дом или усадьба. Вероятно, горожане платили определённые налоги, но вот размер налогов и как они распределялись мы не знаем. Горожане, несомненно, в обязательном порядке принимали участие в совместной обороне города, выполняли некоторые другие обязанности - ремонт стен, мощение улиц, строение и ремонт уличанских и кончанских церквей и т.д.
"Полноправные горожане" имели максимальный объём политических прав, но конкретная реализация таких возможностей для каждого "полноправного горожанина" зависела от многих обстоятельств.
Длительное время, с момента возникновения города, защищённым городским пространством являлся Кром, относительно небольшая территория. Соответственно, городская община ещё небольшая. Территория за пределами Крома - «посад» - считалась частью города, но являлась, как я понимаю, неполноценной по своему статусу частью городской общины. Посад появляется под стенами Крома ещё в X веке, а к XIII веку посад значительно разрастается, но вряд ли жители городского посада были в это время полноправной частью городской общины.
Первый качественный рост городской общины, когда защищённое городское поселение выходит за пределы Крома, произошёл около 1309 года, строительство третьей стены. Второй качественный рост городской общины в середине 1370-х годов, строительство четвёртой стены. Третий качественный рост городской общины мы наблюдаем в середине 1460 годов, строительство пятой стены. Этапы строительства городских стен Пскова»
В XIV-XV веках Средний город являлся местом сосредоточения привилегированной части населения Пскова.

Если мы сравним историю Пскова с историей его "старшего брата" Новгорода, то увидим схожую ситуацию, только с иными временнЫми рамками. С момента возникновения Новгорода защищённым городским пространством "Градом" можно назвать три древнейших новгородских конца: Словенский, Неревский и Людин (Гончарный), а так же территорию общегородского религиозного центра - Детинца.
Только в 1370-1390 годы, во время строительства нового общегородского городского вала два "молодых" городских конца Новгорода: Загородский и Плотницкий были обнесены общегородским валом, т.е., вошли в состав полноправного защищённого городского пространства.
В это же время, 1390-е годы, появляется титулатуры "Великий" Новгород.
Рост территории города Новгорода по М.Х.Алешковскому. X-XV вв.
План древнего Новгорода X-XIV вв., по Б.А.Колчину и В.Л.Янину.

Строительство второй стены к 1280 году, и появление так называемого «Довмонтового города» - Довмонтов город по Г.Я.Мокееву. Макет» принципиально не изменило ситуацию из-за слишком маленького размера его территории. По прошествию определённого времени территория Довмонтова города стала своеобразным религиозным центром города (и Псковской земли).
Кроме того, на территории Довмонтова города расположились городские (и государственные) органы власти, и многочисленные церкви, например, - Псков. Церковь Рождества в Довмонтовом городе. Рисунок-реконструкция Ю.Г.Спегальского".
«ПСКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОВМОНТОВУ ГОРОДУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

Рядом с Довмонтовым городом расположились княжеская резиденция. У Г.Я.Мокеева княжеская резиденция внутри Довмонтова города, а у И.К.Лабутиной за пределами Довмонтова города. Княжеская резиденция. Рисунок реконструкция Г.Я.Мокеева»,
Надо так понимать, что жившие на этой территории немногочисленные жители посада переселились на территорию будущего Старого Застенья.
1308 год—«Борисъ посадникъ [возможно, это первый собственно псковский посадник] замысли помостити Торговище, и помостиша, и бысть всЂмъ людемъ добро».
1309 год—«Борисъ посадникъ съ Псковичи заложи стЂну плитяну отъ святого Петра и Павла къ Великой рЂкЂ, индикта въ 7, мЂсяца iюня въ 7 [т.е. реки Великая]»;

Археологические раскопки свидетельствуют, что в начале 1300 годов на территории Крома были проведены значительные земляные работы. Весь жилой фонд ликвидировали. Время проведения этих мероприятий можно отнести к 1309 году. Я так понимаю, сначало построили стену в 1309 году, а уж затем на защищённую территорию все и переехали. На северной (бОльшей) части освободившейся территории Крома построили государственные и частные склады "клети", уникальное явление, свойственное только Пскову - Территория государственных и частных складов "клетей на Крому" Пскова. Рисунок-реконструкция и современный вид.
Склады или клети "на городе"-Детинце по-новгородски или Детинце-"Кроме" по-псковски, упоминаются в псковских летописях за 1421/22, 1496 и 1510 годах.
Вот, что говорит новгородский летописец, для которого Детинец - "город":
1314 год—«Тои же зимы хлЂбъ бяше дорогъ в НовЂгородЂ; а въ Пльско†почали бяху грабити недобрии людие села и дворы в городЂ и клЂти на городЂ, и избиша ихъ пльсковичи съ 50 человЂкъ; и потомь бысть тихо».
В 1421/22 годах в голодные годы "старых лет клети всякого обилиа изнасыпаны на Крому" привлекли в Псков новгородцев, корел, чудь, вожан, тверичей, москвичей и людей из других земель. Судя по имеющимся сведениям, основные пищевые припасы в клетях - зерно.
В 1496 году во время пожара на Крому погорела много клетей, а в них "ржы много и платья".
В 1510 году великий князь Московский приказал убрать клети "и Кром бысть поуст". Думаю, частично это был банальный грабёж имущества псковского государства и псковской элиты. Как мы знаем, элита Пскова была насильственно переселена в глубинку Московского княжества. Так что под шумок москвичи конфисковали не только государственную собственность Пскова, но и имущество зажиточных псковичей, хранящееся в клетях на Крому (и собственно домах). А действительно, ну много ли могли взять с собой семьи псковичей, уезжающих на ПМЖ в Московию. Кроме того, вероятно, московские власти опасались, что наличие больших запасов продовольствия внутри недавно покорённого города могут породить у псковичей нехорошие мысли о возможности сопротивления Москве, в том числе и сидения в осаде.
Частные клети, по духовным грамотам XV в., обычно завещались "в одарень", т.е. в полную собственность (как считает И.К.Лабутина) наследников. Владельцы клетей - состоятельные люди: Акилина - жена князя Фёдора, Евфросин (в миру Елеазар) - основатель Спасо-Елеазаровского монастыря, завещавшего игумену монастыря и всей братии отчину свою, и исады и клети на городе и "всему сполу что ни есть". Ульяна - прихожанка церкви Воздвижения на княжем дворе, Никита Хов, Осип.
Статья 1 Псковской Судной грамоты строго охраняла клети "за зомком" от покражи. Разбок кражи в клети входил в компетенцию княжего суда.
Статьи 46 и 47 ПСГ позволяют судить, что продать/купить товар можно не только на Торгу, но и в клети. Причём, ПСГ именно различает, где произошла покупка/продажа: Торг или клети.

Другую, южную (меньшую) часть оставили для проведения общегородских собраний - вече - Вечевая площадь Пскова. Современный вид.
«ПСКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРОМУ. ВЕЧЕВАЯ ПЛОЩАДЬ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

Особая часть города - "Торг", торговая площадь, примыкала к Довмонтовой стене. Это, можно сказать, третий центр города, наряду с Кромом - административным, властным центром, и Довмонтовым городом - духовным центром. На Торгу горожане не только занимались торговлей, но и просто встречались друг с другом, вели беседы, споры, решали разные вопросы. Я не буду отдельно описывать Торг Пскова, т.к. он ничем не отличается от торговых площадей других средневековых руских городов. Предлагаю вам прочитать псковское летописное сообщение, описывающее "в масштабе реального времени" инцидент, произошедший на Торгу в 1476 году: "повезе псковитин с огорода капусту черес Торг мимо княжеи двор, и шестник, похитив силою наручье тое капусты, даде княжому барану, и про то начаша псковичи которатися с шестьниками. И они поидоша на пскович с ножами, и начаша стрелами стрелять по Торгу ходя, и сам князь Ярослав възложи на ся ратную приправу, и нача стреляти и многых раниша, а дву человек до сметри застрелиша; и тако псковичи поидоша на них з дрекольем и с камениемь, и оубиша на Торгу повара княжого Курву, и взъмятеся весь град, и нъкотории смыслении люди едва оуставиша народ, и тако по малу оуляже брани".

Благодаря археологическим раскопкам, сегодня мы точно знаем, что псковские усадьбы были небольшими по размерам. Во всяком случае, в Пскове неизвестны большие, как в Новгороде усадьбы. Застройка в центре города плотная. Размеры дворов от 190 кв.м. до 500-600 кв. м. По письменным источникам известны 26 дворов, в том числе князь, получавший двор во временное владение, владычный наместник, владевший двором на условиях, пока не ясных специалистам.
Название дворов и их владельцев - это бесценные сведения о жизни людей, память о прошлом. Дворы знати: двор боярской дочери Акилины, жены князя Фёдора, Воронца, Артемия Воротова.
Дворы простых людей в пределах стены 1374/75 годов: Хитра кожевеника, Фёдора Дмитрова (Буркова лавица), мясника Феодоса Габалы (Усоха), вероятно Федорка Царского (Опоцкий конец), Барауса (Усоха).
На Запсковье на Жирковком всходе жил Июда дьякон, на Лубянском - Демешка мыльник, вдовица пономариха (Примостье), Яков Железов, Таруса (Мощонка), Федор Розквас.
На Завеличье известны дворы землевладельцев, имевших свои клети на Крому: Никита Хов и Осип Хов. Никита Хов имел два двора на Завеличье, один из них назван меньшим. Больший двор находился на Изборской улице. К обоим дворам примыкали огороды, к меньшему - и пожёнка, в конце огородов имелась нива. Вероятно, на окраинах города длительное время дворы смыкались с огородами

Предлагаю вам отдельно ещё две схемы.
Схема города Пскова в XIV веке. Ценность схемы в том, что здесь нанесены известные и предполагаемые объекты, существовавшие в городе Псков в XIV веке с их полным перечислением. Псков XIV в. (по И.К.Лабутиной).
Схема города Пскова в конце XV- начале XVI веков. Ценность схемы в том, что здесь нанесены известные и предполагаемые объекты, существовавшие в Пскове в конце Xv - начале XIV веков с их перечислением.
Псков конца XV - начала XVI веков. (по И.К.Лабутиной).

Все горожане, вне зависимости от своего статуса, переселились на территорию Старого Застенья в границах третьей стены 1309 года. Если считать достаточно грубо, от момента основания города славянами-кривичами в 1044 году до 1309 года, прошло 265 лет, время жизни 9 поколений. Затем, через 65 лет, 2 поколения горожан, территория города/городской общины увеличилась в границах четвёртой стены 1374/1375 годов. Затем, через 90 лет, время жизни 3-х поколений, территория города увеличилась уже в пределах пятой стены 1465 года.
Вероятнее всего, все лично свободные жители (новой) защищённой городской территории, владеющие недвижимостью, становились полноправными членами городской общины.

Определить количество горожан на основании имеющихся сведений, как я понимаю, не представляется возможным. Но мы можем попытаться дать приблизительные цифры исходя из методики, предложенной А.Борисовым для Москвы 1343 года. (Н.С.Борисов. "Возвышение Москвы", с.157).
Здесь я должен честно сказать, что подобные расчёты часто являются "умножение одного неизвестного на другое".
И.К.Лабутина в работе "Историческая топография Пскова в XIV-XV вв." пишет, что к 1500 году в Пскове известно 39 церквей, в том числе и кафедральный Троицкий собор (с.252).
Будем исходить из среднестатистического распределения дворов к церкви: 1 церковь - 30-40 дворов, а в одном дворе около 10 человек.
Итого, общее количество псковичей будет следующее:
39 церквей х 30 дворов = 1 170 дворов. 1 170 дворов х 10 человек = 11 700 человек.
39 церквей х 40 дворов = 1 560 дворов. 3 360 дворов х 10 человек = 15 600 человек.











На фото слева: корчаги из серой глины.
Хорошо известна древняя традиция псковичей, изготавливать посуду из синих глин.
Судя по исследованиям археологов, такие традиции идут ещё из X-XI веков.
Так что похожей посудой, несомненно, пользовались горожане ещё в средневековом Пскове.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Экспозиция «Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX - XX вв.»

август 2013

Ещё фотографии традиционной псковской керамики в большом увеличении.






Здесь мне хотелось бы сделать одно отступление. Известна пословица европейского средневековья: «городской воздух делает человека свободным». Но распространялось ли это правило на средневековый Псков до 1510 годов ? И как вообще шло пополнение городской общины Пскова ? Понятно, что дети свободных горожан становились свободными горожанами. Мы знаем, что городская община Пскова - это не известный нам классический средневековый европейский город, противостоящий феодалам. Сама община города-государства являлась неким коллективным феодалом по отношению к своей округе. Все остальные жители псковского государства зависели от городской общины Пскова. Каждый житель округи, становившийся псковичём, членом городской общины, выпадал их налоговой базы и вероятно должен был существовать некий компенсационный механизм при изменении такого статуса.
Давайте под этим углом зрения вспомним известную нам из псковских летописей так называемую «Брань о смердах» 1483-1486 годов. Когда члены городской общины узнали о снижении налогов на зависимых от общины сельских жителей, людей, виновных по мнению части городской общины в таком поступке, без суда и следствия просто убили на общегородском собрании - Вече. Сами события на этом не закончились и дело дошло до Великого князя Московского.
Ещё один пример, уже менее драматичный, так же приводят псковские летописи. В 1362 году обрушился свод Троицкого собора. Псковская община заставила жителей Изборской засады выносить камень и щебень, причём явно бесплатно.И только в следующем году для продолжения работ уже нанимали за 5 рублей работников.
Я думаю, что псковичи очень консервативно относились к вопросу о расширении городской общины, т.к. это прямо подрывало их благосостояние. Кроме того, резкое расширение состава общины могло изменить сложившийся внутри общины баланс сил. Вероятно, запреты ослабевали только в годы небывалых эпидемий, или массовой гибели псковичей в бою, на пожаре и т.д., когда была прямая необходимость пополнить городскую общину вместо умерших её членов. Получения статуса псковича-горожанина выходцем из другой руской земли тоже мало вероятно. Только если за очень большие заслуги. Однако никаких подобных документов не сохранилось. Во всяком случае, я пока никакой информации на этот счёт не нашёл.
Мы уже говорили выше, что общины городов-государств Смоленска и Полоцка распались, превратившись в классические средневековые городские общины. Там и тогда, насколько я понимаю, подобная формула, с определёнными оговорками могла работать, но община города-государства Пскова не претерпела столь драматических изменений в ходе своей исторической эволюции. На территории Псковской (и Новгородской земли) не сформировалось классическое средневековое общество европейского типа, а потому формула: "воздух города делает человека свободным" на территории Пскова не работала. Я так думаю.

Как мы уже говорили, древнейшей формой городской организации жизни являлись улицы. В Пскове, как считает И.К.Лабутина, слово "лавица" стало употребляться в значении "улица", хотя первоначальное значение слова "лавица" могло иметь другой смысл -"место заседания органов управления", "скамья", "торговое предприятие", "переход через топкое место". Улицы Пскова 1309 года и более позднего времени появились не на пустом месте. Спегальский предположил, что ещё X веке, по всей вероятности, установились направления важнейших сухопутных дорог, связавших поселения на месте будущего Пскова с окружающими землями. Эти дороги определили потом расположение главных улиц города. Затем, по мере увеличения плотности населения, стали появлятся второстененные улицы, улочки и переулки. Более подробно с известной нам сегодня топонимикой города вы можете познакомиться здесь - «ТОПОНИМИКА ГОРОДА ПСКОВА».
Я думаю, что переселение из Крома на новую территорию происходило в плановом порядке и почти уверен, хотя доказательств у меня нет, что новые улицы в значительной мере формировались по каким-то определённым критериям. Один из таких критериев - профессиональная деятельность. Вероятно, существовали определённые кланы. Жители улиц собирались на общие собрания, пиры-братчины, вероятно, поминки. Предполагается, что наиболее богатые улицы, построили свои уличанские церкви.
Древнейшая известная нам из летописных источников XIV века является улица с названием «путь пространен к святой Троицы город». Как сообщает летописец, в 1337 году "Шолога посадник с мужи псковичи оучиниша перси оу детинца и путь проложиша пространен к святей Троицы на город". Улица была широкой, просторной. Как я понимаю, улица шла по территории будущего «Довмонтова города» к стенам Крома.
Сообщения XV начала - XVI веков называют 10 улиц. Сегодня удалось определить положение улиц «Великая» (упоминается в источниках за 1417/18 годы), «Изборская» (1417/18 годы), «Трупехова», «Кузнецкая», «Званица», «Толокнянка» (1499 г.), «Боркова (Буркова) лавица» (1449/50 годы). Кроме того, известны по упоминаниям «Боловина лавица» (1453), «Мощоная улица» («Мощонка») - (1458 и 1507 годы), «Куклина лавица» (1459/60 годы) «Врагова лавица», «Ропатая лавица», «Пустая улица» (1510 г.).
Отдельной строкой хочу отметить замечательное название «Жабья лавица» на Запсковье (1478 и 1499 годы). Вероятно, на топком месте, маленьком болотце, где водились жабы, люди построили мостки и улица получила такое название.

Но для большого города, к тому же стремящемуся контролировать обширные подчинённые территории необходимы были другие, бОльшие в сравнении с улицами структуры.
Вероятнее всего, наиболее актуально вопрос о подобных административных единицах встал во время получения Псковом независимости в 1330-е годы, так как в только что появившемся молодом государстве возникла необходимость осуществлять административный, финансовый, и т.д. надзор за своей территорией. Не удивительно, что в это же время внутри нового городского пространства сформировались более крупные административные образования - городские «концы». Для Пскова предполагается появлении таких особых объединений между 1309 и 1400 годами. Но вот их существование в пределах стены 1309, а затем роста после расширения городской территории в 1375-е годы совершенно не ясно.

Городские концы, кончанский механизм Пскова и Новгорода во много похожи, но были и отличия. Я думаю, это связано с различиями в формировании самого Новгорода и Пскова, а так же в несопоставимых размерах Новгорода и Пскова. Огромная территория Новгородской земли требовала иных методов управления, иных механизмов.
Одно из таких отличий Пскова в том, что мы не видим здесь противостояние городских концов. Разумеется, были противоречия, споры, но они никогда не выливались в открытые, иногда ожесточённые столкновения городских концов, как это было в Великом Новгороде на протяжении всей истории существования новгородской республики.
Разумеется, жизнь псковской общины не была совсем уж идиллической. Но псковские летописи обычно о внутриобщинных столкновениях не говорят. Зато некоторые сообщения мы можем найти в новгородских летописях:
1385 год—«[Новгородская четвёртая летопись]...и бысть сЂча Псковичемъ промежи себЂ, и много бысть мерьтвыхъ».

Следующее отличие заключалось в том, что договор, заключённый от имени Великого Новгорода, подписывали (утверждали) все концы Новгорода. А вот для Пскова я таких сведений встречал. Договор заключался от имени Пскова и псковских посадников. Согласительные подписи на государственных документах от псковских концов мне никогда не встречались
Ещё одно отличие заключалось в том, что в Пскове у городских концов не появились свои кончанские монастыри. Вероятно, по той же причине, почему государственные документы Пскова не согласовывались всеми концами - не было надобности.

До наших дней практически не дошли документы того времени, Большинство сведений о городе мы черпаем из летописей. С учётом того, что летописание вели в религиозных учреждениях, информация о повседневной жизни города, в том числе и о городской топографии, отрывочна. Летописец обычно описывает чрезвычайные явления, пожары и т.д. весьма отрывочно.
Первое летописное сообщение об одном из «концов» - «Опоцкий конец» - встречается за 1421 год. Псковская вторая летопись:
1421 год - «Того же лЂта свершиша церковъ каменоу святую Варвару возле святого Николы въ Опоцком конци»
Впервые летописное сообщение о "концах" во множественном числе нам встречается за 1445/50 годах. Псковская первая летопись:
1450 год - «[В Псков приехал новгородский архиепископ Ефимий. После многочисленных мероприятий ] И князь Псковскый и посадники Псковскыи, такоже и въ всЂхъ концЂх, господина владыку много чтиша и дариша, и проводиша его изъ своей земли и до рубежа съ великою честiю»
Первое сообщение сообщение о Боловинском конце мы встречаем в 1454 году. Псковская вторая летопись. Синодальный список:
1454 год - « ЗагорЂся в конци Боловинском [в Псковской первой и третьей летописях вместо слова "конец" написано "лавица" ] от Прокофьи намеЂстника, и погоре 4 части града; от Плоского всхода по старую стенц и по Враговку переметаша къ Глухому костру; а горЂло нощь и день декабря 14»
Первое сообщение о Богоявленском конце впервые встречается в 1458 году. Псковская первая летопись:
1458 год - «ПогорЂ все Запсковье отъ Богоявленского конца и до монастыря святаго Воскресенiя и церковь сгорЂ святаго Козьмы и Дамiяна»
Следующее сообщение, с перечислением концов по их наименованиям, мы встречаем в 1459 году. Псковская первая летопись.
1459 год - « Того же лЂта, въ зимнее время о свадьбахъ, месяца генваря въ 22 день, на память святого Апостола Тимофея, бысть пожаръ во ПсковЂ, загорЂся от Федоса отъ Габоли отъ мясника, а загорЂлося въ недЂлю вечеромъ и горЂ до обеда: и мiлостiю святыя Троица переметася отъ Торгу, отъ Святого и Всемилостиваго Спаса, возлЂ Торговскiй [т.е. Торговый, это упоминание, как я понимаю, послужило поводом для предположения о существовании ещё одного - Торгового конца] и Боловинскiй конецъ, до церкви святого Георгiя до КуклинЂ лавицы, да до СтЂны по конецъ Враго†улицы; и выгорЂ 3 конца, Опоцкiй конецъ, Городецкiй конец, Острыя лавицы конецъ и княжiй дворъ по самъ Торгъ, и церкви огорЂша»
В 1468 году в Пскове шесть «концов», каждый из которых управляет двумя пригородами.
«Концы» - административные и территориальные единицы, имеющие равные права в представительских институтах в Пскове и равные обязанности в финансовых, административных и военных делах Псковской земли - И.К.Лабутина.
Концы тесно связаны с институтом посадничества.
Каждый «конец» имел свою кончанскую церковь.
Каких-то более глубоких сведений о «концах», о топографии концов не сохранилось.

ДРЕВНИЕ (ПЕРВЫЕ) КОНЦЫ ПСКОВА по В.А. АРАКЧЕЕВУ:

Городские концы Пскова по В.А.Аракчееву. Городские концы на плане Пскова А.И.Лабутиной. Схема и План.

«ОПОЦКИЙ КОНЕЦ». Первое летописное упоминание за 1421 год.
Кончанская церковь Николы со Усохи;
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ СО УСОХИ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОПОЦКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

«ГОРОДЕЦКИЙ КОНЕЦ». Существование конца очевидно из текста духовной Акилины (1417-1421 гг.). Однако первое прямое летописное упоминание в 1459/60 г. в связи с пожаром. Кроме того в 1485 году.
Кончанская церковь Архангелов Михаила и Гавриила с Городца;
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДЕЦКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»






На фото справа: Икона XVIII в. «Видение старца Дорофея». Фрагмент.
«Кром», «Довмонтов город» и «Старое Застенье».
В Старом Застенье видны улицы, Если я правильно понимаю, это кончанские улицы.

Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Экспозиция «1100-летний Псков в истории России».
август 2013

Фото иконы в большом увеличении.






«БОЛОВИНСКИЙ КОНЕЦ». Впервые упоминается в летописных сообщениях о пожарах в 1453 и 1459/60 гг.
Кончанская церковь Петра и Павла с Буя.
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ ПЕТРА и ПАВЛА С БУЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БОЛОВИНСКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

«ОСТРОЛАВИЦКИЙ КОНЕЦ». Первое летописное упоминание в 1459/60 г. в связи с пожаром.
Кончанская церковь Георгия на Болоте у Острой Лавицы;
Первой кончанской церковью в Старом Застенье был храм Георгия на Болоте «у Острой Лавицы». Он существовал уже в 1320 году. Эта церковь, вероятно, была тогда деревянной, так как очень уж быстро пришла в негодность. В 1370 году ее разобрали и построили заново из камня. До наших дней на поверхности от церкви ничего не сохранилось.
«ПСКОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОЛАВИЦКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

В дальнейшем, примерно через 90 лет, город ещё раз расширил свою территорию, включив в состав городской общины новых полноправных её членов, (пятая стена 1465 года) и на новых городских территориях сформировались новые (молодые) концы:

МОЛОДЫЕ КОНЦЫ ПСКОВА:

Новые (молодые) концы Пскова после 1474-1475 годов. Схема и План.

«БОГОЯВЛЕНСКИЙ КОНЕЦ». Впервые упомянут в связи с пожаром на Запсковье в 1458 году. В это время территория Запсковья считается посадом, а не городом, т.е. это не полноправная часть города, городской общины.
Кончанская церковь Богоявления с Запсковья.
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ С ЗАПСКОВЬЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БОГОЯВЛЕНСКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

«КОЗЬМОДЕМЬЯНСКИЙ КОНЕЦ». Существование конца устанавливается путём сопоставления известий о ряде событий, датируемых 1462 годом - закладкой соседями каменной церкви Козьмы и Дамияна (Демьяна), 1484 года - закладкой каменной стены силами соседей Козьмодемьяновских.
Кончанская церковь Козьмы и Демьяна с Примостья;
«ПСКОВ. ЦЕРКОВЬ КОЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА С ПРИМОСТЬЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОЗМОДЕМЬЯНСКОМУ КОНЦУ В НАШИ ДНИ. ЯНДЕКС КАРТА»

И.К.Лабутина упоминает о предположении существования "Торговского конца". В сообщении 1459 года Торговский конец равнозначен Торгу. Граничит с княжьим двором Боловинским и, возможно, Остролавицким концами. Но, скорее всего, как я понял, речь идёт о неправильном чтении, точнее, неточной единичной записи в летописи. Возможно, Торг был какой-то самостоятельной административное единицей, но вовсе не «концом» в классическом понимании.

«ПОЛОНИССКИЙ КОНЕЦ». Вероятно, после 1510 года.

Жители концов и улиц сообща строили и ремонтировали мосты, укрепления и лавицы, мостили улицы, содержали общественные житницы и амбары на Крому и т. д. В ведении концов была охрана города, его благоустройство, забота об укреплениях, сбор налогов, содержание князя и должностных лиц, набор и снаряжение войска, снабжение его всем необходимым. Псковские посадники, избираемые на городском вече, выдвигались исключительно от городских концов. Городские концы управляли закреплёнными за ними пригородами. Дела объединений горожан — сотенных, уличанских, кончанских — решались на общих собраниях соседей. Концы, улицы и сотни устраивали не только свои веча, но и общие праздники, братчины и пиры.
Для Новгорода сегодня достоверно известно о существовании своих особых кончанских печатей, а вот о существовании своих печатей у Псковских концов я информации ещё не встречал.

О роли кончанских церквей в повседневной жизни псковичей судить сложно, документов не осталось, а сравнивать Псков с хорошо изученным Новгородом нужно с большой осторожностью. Например, если в Новгороде (в том числе) в кончанских храмах хранили ценности, торговые товары частные лица, то в Пскове на территории Крома существовали государственные склады, где вероятно, могли хранить свои ценности, товары и частные лица. С точки зрения здравого смысла то было более надёжно, так как охрана Крома была делом не только общегородским, но и общегосударственным. Да и пожар, бич средневековых руских городов, на территории Крома был менее вероятен, чем внутри плотной городской застройки.
Можно достаточно уверенно предположить, что в кончанских церквах проходили общие молитвенные собрания, касающиеся жизни жителей концы. На территории кончанской церкви отпевали и хоронили жителей конца.
А кончанский сходки и пиры (братчины) по мнению Ю.Спегальского проходили на особых площадях и в специальных зданиях - гриднях, появившихся задолго до распространения строительства кончанских храмов в Пскове.

Как и в Великом Новгороде, в Пскове сформировалась система соборов, в которых в отличие от кончанских и уличанских церквей велась ежедневная служба. В отличие от Новгорода, была она 6-ти соборная. Вы можете прочитать о ней в главе:
ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ПСКОВА.
Для сравнения, церковно-административная организация в Великом Новгороде:
ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

Более подробно о религиозной жизни псковичей вы можете прочитать в книге О.В.Кузьминой. "Республика Святой Софии", М.:. "Вече", 2008. Исследование посвящается Великому Новгороду, но в ней есть большое количество информации о Пскове.
Дополнительную информацию на эту тему вы найдёте в главе, которую я назвал - ХРОНИКА ГОРОДА ПСКОВА.
Я бы только отдельно отметил одно обстоятельство: религиозная система взглядов псковских мыслителей сформировала свою, псковскую небесную иерархию, и отражалась в символическом строительстве общепсковской системы церквей и храмов. Предлагаю вам посмотреть реконструкцию этой системы Г.Я.Мокеевым - Символика Святой Троицы, вопротившаяся в храмоздании по Г.Я.Мокееву.
И завершая религиозную тему, хочу вам предложить посмотреть очень красивую, понравившуюся мне псковскую икону: Псков. «Апостол Матфей и Архидиакон Стефан» Из собора Иоанно-Предтеченского монастыря. До 1550 годов"
На этой страничке вы найдёте древнейшие иконы псковской школы иконописи, которые я видел - Древнейшие иконы псковский школы иконописи в Третьяковской галерее».

Нотариального оформления документов в средневековом Пскове не было. Обычно с «записи» снимали копию и передавали её на хранение в архив при Троицком соборе. Возможно, за снятие копии и передачу её на хранение в архив отдельно платили деньги. В случае суда такой официально оформленный документ был наиболее верным способом выиграть дело. А вот существовали ли такие архивы на уровне городских концов мне пока не известно.







На фото слева: берестяная грамота конца XI - начала XII вв.
Текст грамоты ясно свидетельствует о существовании в городе Пскове рынка рабов.
Вероятнее всего, основным источником пополнения рабов для псковичей были их соседи-язычники из Прибалтики.

Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Экспозиция «1100-летний Псков в истории России».
август 2013

Фото берестяной грамоты в большом увеличении.








Со второй половины XIV века в Пскове начали вырастать монастыри, создававшиеся горожанами. По укрепившимся в то время представлениям монастырь был «домом ангельским», Для жителей которого было обеспечено вечное спасение, как бы они ни были грешны до пострижения. Это вызвало обычай постригаться в монахи перед смертью. По воззрениям того времени, молитвы монахов всегда достигали цели. Отсюда обычай делать вклады в монастыри на поминовение своей души, обычай обращаться в монастырь за исцелением или помощью в каком-либо деле. Наиболее верным способом обеспечить себе небесное покровительство считалось основание монастыря на собственные средства. Это было возможно только для очень богатых людей. Поэтому в древнем Пскове встречались также монастыри «мирского построения», то есть основанные на общие средства жителей какой-либо части города. Условия, в которых создавались в Пскове монастыри, придали им весьма своеобразный характер. Они являлись своего рода деловыми предприятиями на паях. Естественно, что они в это время основывались не за городом, а в самом городе или у его окраин, часто поблизости от путей к псковскому Торговищу. Монастыри, основанные ранее далеко от города, начали строить в Пскове свои подворья.
В Новгороде у каждого конца существовал свой монастырь. Из пяти печатей новгородских концов только две собственно кончанские, а остальные печати монастырские, но они утверждали решения своего конца. А вот были ли псковские монастыри чисто кончанскими мне не известно.
Кроме кончанских, уличанских и монастырских церквей, в описываемое время в Пскове строились патрональные церкви профессиональных объединений. Их, видимо, было принято ставить в Довмонтовом городе, ставшем центром общегородской общественной жизни. Здесь была церковь купеческой корпорации, возобновленная в 1352 году на старом месте, здесь была общегородская «поповская изба», служившая для собраний всего псковского духовенства, здесь же должны были располагаться и церкви ремесленных братчин Пскова. Надо думать, что созданная псковским зодчим XIV века Кириллом в 1374 году церковь Кирилла над Греблей у Смердьего моста являлась не его личной, а корпоративной постройкой псковских каменщиков, предоставивших своему лучшему мастеру поставить храм «в свое имя» в ознаменование его заслуг.

Я не нашёл в музеях Пскова красивых и наглядных макетов, картинок и других наглядных материалов о повседневной жизни псковичей. Поэтому я могу предложить вам прочитать доступную в интернете книгу Ю.Спегальского «Ю.П.Спегальский. «ПСКОВ» . Здесь вы найдёте много интересного о жизни Пскова, переписывать эту информацию не вижу смысла.

Одновременно с формированием новых административных единиц - «концов», мы видим формальное появление новых должностных лиц городской и одновременно государственного административного аппарата - «бояре» и «посадники». Точнее, вместе с существующими старыми административными должностями «сотские» сосуществуют новые. И эти новые должностные лица быстро берут нити управления в свои руки.

Известно, что посадники избирались из числа бояр, но вот что такое бояре в Пскове того времени пока точно не установлено. В конце XIV – первой четверти XV века в псковских летописях появляется появляется слово боярин, и понимается боярин ещё не как сословие или титул: под боярином скорее понимается наивысший чин. На рубеже XV-XVI вв. под боярином явно понимается чиновник, который может принадлежать к аппарату либо князя, либо Господина Пскова. Первичным, исходным признаком боярства в то время можно считать факт пребывания носителя этого чина на государственной или выборной должности. В этом смысле, боярин – служебный чин в псковском государстве. Он может владеть землёй, но это не является определяющим фактором. Псковские бояре скорее «протосословие», куда может попасть выходцы из небоярских кругов, выдвинувшихся на государственных и общественных должностях. Для нас важно отметить, что бояре ещё члены городской общины, не выделяющиеся из ней размерами земельных владений. Они занимают в общине ведующие роли, но пока они вместе с общиной и защищаюи её интересы.
Сам факт появления института бояр свидетельствует об усложнении административной системы управления городской общиной и государственным аппаратам. Провести разграничительную линию, где боярин занимался делами города, городской общины Пскова, а где делами псковского государства невозможно в связи с особенностью существующего феномена город-государство.
До начала XIV века Псков является новгородской волостью и собственных бояр (государственных чиновников) иметь не мог. Бояре были только у Новгородского государства. Вероятно некие должности, связанные с управлением городской общиной существовали, но они пока не переросли рамки управления из общинных в государственные. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и формированием собственного псковского государства можно говорить о появлении псковских бояр. Как и в Новгороде, в Пскове так же происходит медленная эволюция бояр от выборных должностей, чиновников, к особому сословию. Но учитывая более позднее появление псковского государства, и более позднее чем в Новгороде социальное разложения городской общины, формирование замкнутого боярского сословия в Пскове произошло позднее, чем в Новгороде. Пскову, в отличие от Смоленска и Полоцка не пришлось увидеть, как бояре захватывали городские земли, становясь феодалами и противопоставляя себя некогда единой городской общине.

Вопрос с «псковскими посадниками» до 1330 годов, т.е. получения Псковом независимости и образования собственного Псковского государства до сих пор не решён. Сам термин «посадник» предполагает существование полноценного государства. В Новгородском государственном аппарате существует специальная должность (должности), которая имеет название «посадник». До 1330-х годов Псков - пригород Новгорода, псковского государства ещё не существует, он сам подчиняется Новгороду, а значит своего «псковского посадника» быть не должно.
Из летописных сообщений не понятно, кто подразумевается под термином «псковский посадник». Это может быть псковитянин, т.е.должностное лицо псковского городского самоуправления, выполняющий функции посадника в пользу Новгорода. А может и новгородец, должностное лицо, приезжающее из Новгорода.
В новгородских летописях, описывая коллизии со Псковом, совершенно естественно должны подразумевать представителя новгородского государства - посадника, управляющего от лица Новгорода в Пскове. Псковские летописи эту ситуацию до 1300 годов не описывают.
Текст Болотовского договора до нас не дошёл, но согласно реконструкции одной из статей договора между Псковом и Новгородом, после получения Псковом независимости новгородцы не должны больше присылать в Псков своего посадника.
Опираясь на общие принципы административного управления в том же Новгороде, можно предположить, что на определённом этапе развития городской общины Пскова в системе власти возникла административная должность, которая в самом Пскове воспринимались как «посадник», но в Новгороде такую должность до 1330 годов, совершенно естественно, воспринималась иначе, например, - «псковский воевода» и т.д.





Ещё некоторая информация по истории Пскова. Взял из книги «ИСТОРИЯ КНЯЖЕСТВА ПСКОВСКОГО», под общим названием «КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЕЙШИХ ПСКОВСКИХ БЕДСТВИЙ»

МОРОВАЯ ЯЗВА (годы):
1299, 1341, 1352, 1360, 1366, 1388, 1389, 1390, 1404, 1406, 1417, 1419, 1420, 1425, 1426, 1442, 1465, 1466, 1467, 1487, 1506, 1522, 1532, 1552, 1566 (Торопец и Великие Луки), 1567, 1592, 1630 (Печера), 1695, 1710.

ПОЖАРЫ ВО ПСКОВЕ (годы):
1320, 1336, 1386, 1406, 1426, 1441 (Опочка, город сгорел), 1450, 1454, 1458, 1459, 1465, 1466, 1470, 1471, (в том же году погорел пригород Остров), 1477, 1493 (сгорел Снетогорский монастырь), 1496, 1500, 1507, 1509, 1513 (Мзборск погорел), 1521, 1532, 1539, 1541, 1544, 1550, 1560 (выгорел город Себеж), 1561, 1562, 1610, 1690, 1710.